пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.

Эпоха Возрождения географически и хронологически разделяется на «южное» (Италия XIV-XVI вв.) и «северное» (Франция, Германия, Нидерланды и Англия XV-XVI вв.). Родиной культуры Возрождения является Италия.

В эпоху Средних веков античное наследие оценивалась негативно, несмотря на заимствование ряда идей, полезных для христианского вероучения. Мыслители Возрождения видели в античном наследии образец, фундамент построения культуры новой эпохи. Лоренцо Валла назвал Средневековье «темными веками» – это как бы провал между светлой эпохой Античности и Возрождением.

Возрождение (Ренессанс)историческая эпоха, характеризующаяся восстановлением духовных идеалов Античности в новых исторических условиях. Религиозные проблемы бытия Бога, добра и зла, спасения души не были забыты, но больше не являлись центральными; соотношение Бога и человека, Бога и мира по сравнению со средневековой философией было переосмыслено.

Главным мировоззренческим принципом философии Возрождения являлся антропоцентризм представление, что человек занимает в мире центральное место; теперь не Бог, а человек поставлен в центр внимания мыслителей.

Особенности философии Возрождения:

· светский характер и секуляризация – происходит освобождение культуры и философии от влияния богословия, контроля Церкви, идеалом становится светское знание, догматизму противопоставляется свободомыслие, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа;

· гуманизм – учение, в котором единственным предметом являлся человек, решались проблемы его природы, возможностей, судьбы;

· антисхоластическая направленность – нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие их оттенки, исследовать необходимо человека, явления природы и жизни общества;

· интерес к познанию природы – эпоха Возрождения была временем быстрого становления естествознания, опытных наук;

· пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу; познание Бога возможно через познание законов природы, в которых проявляется его замысел;

· взаимодействие философии с наукой и искусством – они были поняты как равные друг другу способы познания человека и мира.

Это гуманизм, натурфилософия и социально-политические теории.

Гуманизм. В узком смысле гуманизм – культурное движение эпохи Возрождения; в широком смысле – воззрение, признающее абсолютную ценность человека, его право на свободу, счастье, реализацию творческих способностей.

Основатель гуманизма – Франческо Петрарка. В конце XV века появилось понятие «гуманист» (лат. humanus – «человеческий»), означавшее знатока античной культуры. Гуманизм делился на «ранний», «этико-филологический», «гражданский», и «поздний». К «раннему» (XIV-первая половина XV вв.) относились Колюччо Салютати, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Леон Баттиста Альберти, Джанноццо Манетти, Пико делла Мирандола. «Поздний» гуманизм (вторая половина XV-XVI вв.) представлен неоплатоническим кружком Марсилио Фичино и учением неоаристотелизма Пьетро Помпонацци.

С конца XV века гуманистическое движение перешло из Италии в другие страны Западной Европы – Нидерланды (Эразм Роттердамский), Германию (Иоганн Рейхлин), Францию (Мишель Монтень) и Англию (Томас Мор). Гуманизм подразделялся также на светский (Леон Баттиста Альберти, Пико делла Мирандола и другие) и христианский (Эразм Роттердамский, Томас Мор).

«Ранний» гуманизм возник в связи с изучением и преподаванием филологии и поэзии, истории и философии на основе классической греко-латинской образованности, в противовес темам и методам схоластики. Итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis», что Л.Бруни назвал «познанием вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека». Это означало культ разума и светского знания.

Центральной была мысль о реализации творческих способностей человека, всестороннем, гармоничном развитии личности, культивации ее «достоинства». Три качества обусловливают центральное место человека в мире – свобода, разум, творчество. Гуманисты верили в безграничные возможности человека и обожествляли его. Идея титанизма человека – культ творческой, всесторонне развитой личности, добивающейся успеха в различных сферах деятельности.

Очень отчетливо концепцию гуманизма изложил Пико делла Мирандола:

· человек – это центр Вселенной, «микрокосм» (малый мир), подобный «макрокосмосу» (Вселенной), сущность, составленная из всех ее «соков»;

· человек – это «сотворец» Бога, Бог создал мир и человека, но предоставил человеку максимальную свободу: он может познавать и изменять мир, творить самого себя как личность (человек и Бог равны в творческих силах);

· человек – это «узел мира», универсальное существо, соединительная связь всей природы: в человеке есть и животное, и ангельское и только от его свободного выбора зависит, на каком уровне он остановится. 

Наряду с авторитетом Античности гуманисты признавали авторитет Библии, но переосмыслили христианскую традицию. Христианский гуманизм обращался к неизвращенному Церковью первоначальному, «истинному» христианству, которое не противоречит гуманистической трактовке человека (Э.Роттердамский).

Натурфилософия. Учение о природе.

Николай Коперник. Обосновал гелиоцетрическую модель мира:

· Солнце, а не Земля, неподвижно и образует абсолютный центр Вселенной;

· Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и своей оси;

· Вселенная имеет огромные размеры, но все же конечна, ограничена в пространстве и замкнута «сферой неподвижных звезд».

В Средние века считали, что Земля как центр мира – это «арена», избранная Богом, на которой разыгрывается борьба Бога и дьявола, добра и зла за человеческие души. Геоцентрическая модель имела религиозное обоснование, тогда как учение Н.Коперника, имея естественнонаучное обоснование, внесло существенные изменения в понимание Вселенной и место в ней человека.

Однако еще до обоснования гелиоцентрической модели, возник более радикальный взгляд благодаря пантеизму – учению, отождествляющему Бога и мир.

Социально-политические теории: 

· критика средневековой идеи теократии: государство не должно быть подчинено Церкви, государство и сфера политики самостоятельны от религии. Политика имеет собственные прагматичные законы, которые должны изучаться рационально. Принципы политики часто не совместимы с обыденной моралью и предполагают свою систему ценностей. Зарождается направление «реальной политики», у истоков которой стоял Никколо Макиавелли

· вопрос об обществе, позволяющем человеку всесторонне развиваться и  достичь счастья. С опорой на учение Платона об идеальном государстве возникли учения Томаса Мора об Утопии и Томмазо Компанеллы о Городе Солнца. Это были проекты идеального общества, в котором люди равны и свободны, нет социальной несправедливости. Они отрицали индивидуализм, эгоизм и культ выгоды в пользу идеи коллективизма; государственное устройство идет не от Бога, а является результатом деятельности человеческого разума.

· вместо средневековой идеи провиденциализма утверждается идея Фортуны: это социальная необходимость, в рамках которой действуют люди, ход истории определяется не Богом, а людьми; это удача, приходящая только к деятельному человеку. Возникла концепция роли выдающейся личности в истории.

· идея законов исторического развития, воплощенная в теории исторического круговорота. По Н.Макиавелли, цикличное чередование форм правления монархия – тирания – аристократия – олигархия – народное правление – охлократия – монархия и заново. Этот круговорот не подчинен свыше установленной цели, но объясним действием Фортуны-необходимости.


14.01.2016; 19:59
хиты: 75
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
восточная философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь