Философия эпохи Средних веков охватывает период примерно со II по XIV века. Культура и философия Античности и Средневековья сильно разнятся:
· в Античности господствовал политеизм (многобожие), в эпоху Средних веков – христианский монотеизм (единобожие);
· античная философия высоко оценивала возможности разума в познании истины, философия Средневековья отдает приоритет вере, откровению.
Главным мировоззренческим принципом средневековой философии являлся теоцентризм – представление, что Бог – главное звено бытия; Бог, его отношение к миру и человеку находилось в центре внимания средневековых философов.
Особенности философии Средневековья:
· религиозный характер;
· догматизм – убежденность в наличии незыблемых истин, которые суду разума не подлежат и принимаются только на веру (догматы Библии);
· традиционализм – традиция не может быть предметом сомнения и критики, мнение, освященное традицией, воспринималось как безусловная истина. ПАТРИСТИКА-Теологические и философские учения авторитетных христианских мыслителей – «отцов Церкви», разработавших целостное философское учение с опорой на философию Платона и неоплатонизм.Религиозно-философская система Августина, с одной стороны, представляет результат усвоения некоторых основоположных принципов платонизма и неоплатонизма, приемлемых для христианского вероучения и использованных для его философского углубления, а с другой — результат отвержения и преодоления тех принципов, которые для него совершенно неприемлемы. От философов эллинистическо-римской эпохи Августин перенял практическо-этическую установку как главную цель философского знания, но он изменил эту установку в соответствии с положениями и задачами христианства. Провозглашая стремление к счастью основным содержанием человеческой жизни, он усматривал это счастье в познании человеком бога и в уяснении своей полнейшей зависимости от него. «Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу,суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу — порок» [О граде божьем, XIV]. Религиозное мировоззрение Августина насквозь теоцентрично. Бог как исходный и конечный пункт человеческих суждений и действий непрестанно выступает во всех частях его философского учения.