пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Античная философия: философия Аристотеля.

     

Аристотель. Он был самым великим учеником Платона и подобно учителю, разработал целостное учение, в котором осмыслил множество проблем – от бытия до государства. Аристотель занимает в философии особое место:

· полностью освободил философию от влияния мифологии и ее сюжетов;

· создал логику как учение о формах и законах мышления;

· ввел и обосновал многие философские понятия.

Аристотель говорил: «Платон мне, друг, но истина дороже» (отверг учение Платона о «мире идей»). Возражения Аристотеля против этого учения:

· «идеи» бесполезны для объяснения сущности вещей;

· «идеи» бесполезны и для чувственного существования мира;

· «идея» как всеобщее и сущность не может находиться за пределами вещи как единичного явления;

· учение об «идеях» не объясняет движение и становление в чувственном мире, возникновение и гибель вещей.

Аристотель пришел к выводу, что всеобщее необходимо искать в единичном, сущность – в явлении, они не могут существовать отдельно друг от друга. Аристотель предложил понятие «субстанция» – самобытное бытие, существующее в себе самом, но не в чем-либо ином. Субстанцией может быть только единичное бытие. Существует четыре причины бытия единичной вещи:

· форма – благодаря чему возникает вещь;

· материя – из чего возникает вещь;

· движение – как возникает вещь;

· цель – для чего возникает вещь.

Форма в плане бытия – это первая сущность вещи (не только внешний вид вещи, но и ее структура); в плане познания – понятие о предмете. Форма является вечным, активным началом и представляет собой всеобщее. Однако всеобщее само по себе существовать не может, реально только единичное. Форма субстанцией быть не может: чтобы «форма» как всеобщее стала «формой» единичного предмета, необходимо, чтобы к форме присоединилось еще нечто.

Любой предмет – это единство формы и материи. Свойства материи:

· бесформенность – материя – это «лишенность» формы;

· возможность бытия, но не действительность;

· пассивность.

Движение представляет собой переход от возможности к действительности. Движение всегда имеет определенную цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием энтелехии. При этом цель существует еще до того, как предмет возникает, но это лишь возможная цель, когда же предмет появляется, возможная цель превращается в действительную цель.

Аристотель полагал, что вечное существование мира и вечное существование движения в мире означает существование вечной причины мира и вечного двигателя мира. Это – Перводвигатель или Бог. Его характеристики:

· неподвижность, но является источником движения;

· бестелесность – это высшая форма, лишенная материи;

· абсолютность – это теоретический, созерцающий себя самого чистый ум;

· целевая причина всего существующего – ?.

Таким образом, по Аристотелю, бытие представляет собой иерархию, высшим уровнем которой является Перводвигатель, низшим – материя. Они вечны, Перводвигатель материю не сотворил. Между ними располагаются по восходящей неживая природа, живая природа, человек и общество.


14.01.2016; 19:59
хиты: 98
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
восточная философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь