пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Античная философия: философия Платона.

 

Платон. Он был самым великим учеником Сократа. Если натурфилософы интересовались природой, софисты и Сократ – проблемой человека, то Платон создал всеобъемлющее учение, в состав которого входит учение о бытии, познании, человеке, моральных добродетелях, красоте и идеальном государстве.

Бытие. Оно организовано двумя противоположными друг другу мирами.

 

СРАВНЕНИЕ

«МИР ИДЕЙ»

«МИР ВЕЩЕЙ»

Состоит из…

«Эйдосов», «идей» как особых сущностей, существующих объективно, независимо от вещей

Конкретных единичных предметов

Подлинность

Первичное, подлинное бытие по отношению

к «миру вещей»

Вторичная, не подлинная реальность, производная от «мира идей»

 

 

Сущность

 Сверхъестественная, «сверхприродная»

реальность

Земной, материальный мир, нечто среднее между бытием и небытием

«Идеи» нематериальны, вечны, неизменны, прекрасны и совершенны. «Идеи» это идеальные образцы, прообразы вещей. «Мир идей» это  «космос умопостигаемый»

Вещи материальны, временны, изменчивы, несовершенны. Вещи – это слабые подобия, тени «идей». «Мир вещей» это «космос зримый», чувственный

Категории

«Идеи» это «всеобщее» и «сущность»

Вещи – это «единичное» и «явление»

 

Варианты соотношения идей и вещей:

· подражание – вещи сходны с «идеями» и возникли в подражание им;

· присутствие – «идеи» присутствуют в вещах;

· причастность – вещи причастны «идеям» как идеальным образцам.

Вещи возникают из материи, которая является бесформенной и неопределенной, небытием, и чем-то конкретным она становится при соприкосновении с «идеей». По мнению Платона, «мир идей» устроен как пирамида, в основании которой лежат идеи простых вещей, ближе к вершине находятся нравственные идеи, а на самой вершине возвышается «идея» Единого как высшего блага.

Платон был сторонником объективного идеализма. Он приписал «идеям» самостоятельное существование в качестве особых сущностей: если вещь исчезнет, то «идея» продолжит существовать, поскольку она вечна. Это означает, что  «идея» как всеобщее может существовать совершенно независимо от вещи как единичного; «идея» как сущность вещи предшествует во времени вещи как единичному явлению. Разрыв между этими двумя мирами таков, что «идеи» существуют сами по себе, самобытно. Если по Сократу, всеобщее существует в форме понятий в мышлении человека, то Платон понятиям, всеобщему, приписал бытие в форме идеального мира за пределами сознания человека.

Человек. По мнению Платона, человек принадлежит к обоим мирам одновременно: материальное смертное тело относится к «миру вещей», нематериальная бессмертная душа – к «миру идей». Земное бытие человека представляет собой плен души в темнице тела, а смерть является освобождением души из этого плена. Разумная часть души способна к познанию истины.

Познание. С помощью органов чувств человек познает «мир вещей» и приходит к мнению, с помощью разума познается «мир идей» и достигается истина. Платон разработал теорию анамнезиса (припоминания): после смерти тела душа перемещается в «мир идей» и познает его, затем воплощается в новом теле (метемпсихоз – переселение души). При вселении в тело душа забывает все, что она познала в «мире идей», поэтому необходимо вспомнить забытые знания. Платон был убежден, что в душе каждого человека изначально заложены все знания. В процессе припоминания разум движется от основания пирамиды «идей» к ее вершине: конечной целью познания является «идея» Единого.


14.01.2016; 19:59
хиты: 76
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
восточная философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь