Классический этап.Софисты. Они являлись учителями красноречия и занимались риторикой, внесли большой вклад в становление языкознания, логики и правил аргументации. Софисты разработали диалектику как искусство ведения спора.
Софисты были противниками предшествующей натурфилософии. Главная мысль – «быть – значит являться»: за видимыми единичными вещами нет скрытой сущности, поэтому софисты отвергли поиски первоначала мира.
Протагор являлся крупнейшим представителем софистики. Он утверждал, что «человек есть мера всех вещей…»: человек является индивидуальным субъектом восприятия, вследствие чего о любом предмете можно высказать два противоположных суждения и при этом каждое из них будет истинным. У любого человека есть мнение и это мнение истинно. Истина – это всегда чье-то мнение. Критерием истины является польза, выгода, интерес конкретного человека.
Поскольку все вещи, явления и процессы являются относительными, софисты были сторонниками принципа релятивизма в двух смыслах:
· гносеологический релятивизм – все наши знания о мире и вещах являются только относительными, абсолютных истин нет и быть не может;
· этический релятивизм – моральные нормы и ценности тоже относительны, нет абсолютных ценностей, универсальных по своей значимости для всех.
По проблеме бытия всеобщего и единичного софисты придерживались позиции, что всеобщего не существует и реально только единичное – вещи, наши мнения о них, индивидуальные для каждого человека нормы поведения.
Сократ. Вслед за софистами он тоже отверг натурфилософию и утверждал, что предметом философии является не природа, а человек. Всех натурфилософов именуют также досократиками, но не потому, что они жили до Сократа, а потому, что считали предметом философии природу, Сократ – человека.
В тоже время Сократ был противником софистов и в противовес им был убежден, что существуют абсолютные истины и ценности, универсальные по значимости для всех людей: «Мнений может быть много, но истина одна»: от единичных мнений нужно восходить к всеобщему, которое существует в форме абсолютных духовных ценностей (мудрость, мужество, справедливость и др.).
По Сократу, любой человек может вести себя добродетельно, ибо в душе каждого из нас изначально заложены нравственные принципы: «Познай самого себя и стань им». Себя Сократ мудрецом не считал: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»; свою задачу он видел в том, чтобы помочь людям осознать абсолютные истины и ценности и жить в соответствии с ними. Для этого Сократ разработал стратегию поиска истины, состоящую из двух частей:
· эленктика – разрушение устоявшихся у человека в силу традиции или привычки представлений. Первый прием эленктики – ирония (сомнение в общепринятых мнениях), второй – отрицательная диалектика: с помощью искусных вопросов Сократ заставлял собеседника усомниться в своих знаниях;
· майевтика – собственно поиск человеком истины. Первый прием майевтики – индукция как наведение на мысль, второй – положительная диалектика: с помощью наводящих вопросов Сократ подталкивал собеседника к самостоятельным выводам. В результате беседы собеседник должен был сформулировать понятие добродетели, которая составляет предмет диалога.
Сократ придерживался принципа этического рационализма: главной добродетелью человека является знание, полученное с помощью разума, и если человек знает, что такое добро, он не совершит дурных поступков. Источником зла является невежество, незнание; знание же добродетели, реализованное человеком в своей жизни, является единственным средством обретения им счастья.