пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Античная философия: философия «физиков».

Философов натурфилософского этапа называют физиками, натурфилософами, физиологами: в центре их внимания находилась природа, мир как целое. 

Что является первоначалом мира. Общая мысль – мифологические боги к созданию мира не причастны. Согласно Фалесу, первоначалом является вода как влага, по Анаксимандруапейрон (неопределенная, беспредельная первоматерия), согласно Анаксимену, сущее возникло из сгущения и разрежения воздуха, по Гераклиту, первоначалом является огонь. Они полагали, что вещи возникают из первоначала и в него же обращаются, сколько бы вещей ни возникало, количество первоначала остается неизменным. Первоначало находится в движении, возникают противоположные состояния (холодное – горячее т.д.).

Пифагор началом всего считал число: мир выразим в числовых соотношениях. Числа – это идеальные сущности, проявлением которых является мир. Существует математически выразимая гармония Вселенной – тетрактида (1+2+3+4=10), где 1 – точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 – геометрическое тело. Демокрит полагал, что все возникло и состоит из атомов, которые находятся в движении, сталкиваются, возникают их устойчивые соединения – вещи. Свойства атомов – неделимость, неизменность, различие лишь по форме и величине.  

Анаксимандр и Демокрит утверждали, что мир не только вечен, но и бесконечен в пространстве. Исключая Демокрита, остальные считали, что мир – это живой, одушевленный, божественный организм. Такой взгляд есть антропоморфизм – объяснение мира путем наделения его характеристиками человека. Исключая Пифагора, остальные были стихийными материалистами:

· понимание материи как конкретной природной стихии;

· интуитивная догадка о материальности первоначала.

Наличие в мире закономерности. Общая мысль – мир мифологическими богами не управляется, действует естественная закономерность, которая делает мир целостным, упорядоченным, гармоничным. Анаксимен полагал, что миром правит Нус (ум) – универсальный космический ум. По мнению Гераклита, в мире все совершается в соответствии с Логосом – космическим принципом порядка и гармонии. Согласно Демокриту, в мире господствует необходимость, благодаря которой ничего случайного не бывает, случайным мы называем то, причин чего не знаем. Атомы движутся с необходимостью, душа человека тоже состоит из них, значит, и человек подчинен необходимости, свободы воли нет.

Проблема динамики и статики бытия. По Гераклиту, «все течет, все изменяется»: мир находится в непрерывном движении (всеобщем изменении). Источником универсальной динамики является единство и борьба противоположностей: они борются и превращаются друг в друга вплоть до полного совпадения. Этот процесс является непрерывным, поэтому любые явления и процессы взаимосвязаны и переходят друг в друга, вещи обладают только относительными свойствами, зачастую противоположными друг другу. Противоречивый характер существования вещей ведет к тому, что движущийся предмет существует и не существует: поскольку предмет есть, он остается собой, но он изменяется и перестает быть самим собой. Движение – это единство бытия и небытия.

Парменид, наоборот, утверждал, что бытие является неподвижным и неизменным, всегда тождественным самому себе, в бытии нет никаких противоположностей и у самого бытия нет его противоположности – небытия. Обоснованием этой идеи служит принцип тождества мышления и бытия – «мыслить и быть – это одно и то же»: существует только то, о чем мы можем мыслить и, соответственно, то, о чем у нас не может быть представления, не существует. Поскольку мысленного образа небытия в нашем сознании нет, то его не существует.

Зенон пытался доказать, что бытие неподвижно. Для этого он разработал  апории – логически трудноразрешимые задачи. Наиболее известные из них – это «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий». Зенон мыслил на основе метода от противного: мы можем предположить, что движение существует, однако разум и логика нам доказывают, что это невозможно.

Гераклит является основателем диалектики как учения о наиболее общих законах развитии, его оппонент Парменид был первым, ярко выраженным сторонником метафизики как противоположности диалектики.

Проблема делимости и неделимости бытия.   

Парменид создал континуалистскую картину мира: бытие целостно, неделимо, непрерывно, не имеет частей, пустот, промежутков. То, что мы считаем пустотой, на самом деле заполнено. Бытие является сплошным и представляет собой «одно-и-все» или «едино-целое», некую монолитную шаровидную глыбу. Органы чувств показывают нам, что существует множество вещей, но разум доказывает, что это иллюзия и существует только бытие как идея существования вообще: у всех вещей есть нечто общее – то, что они существуют.

Демокрит разработал дискретную картину мира: бытие делимо на огромное число атомов, которые должны двигаться в какой-то среде. Этой средой является пустота как небытие. Бытие не является неделимым монолитом.

Проблема познания человеком мира. Две познавательные способности человека – органы чувств и разум противоположны друг другу: органы чувств дают только мнение о мире (докса) и только разум – истинное знание.

Согласно Пармениду, органы чувств свидетельствуют, что существует множественность вещей и движение, но разум доказывает обратное. По Демокриту, только разум дает знание о существовании атомов, пустоты, необходимости в природе. Несмотря на то, что органам чувств доверять нельзя, Демокрит пытался объяснить источник возникновения у человека ощущений. Для этого он разработал теорию эманации или истечения: от любой вещи отрываются мельчайшие эйдолы (атомные флюиды), они воздействуют на атомы органов чувств и у нас появляются ощущения предмета, а затем и мысли о нем. 


14.01.2016; 19:59
хиты: 103
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
восточная философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь