пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

В культуре этой страны были аспекты, сильно повлиявшие на философию:

· космогоническая мифология – мироздание возникло из изначального хаоса, когда не существовало ни Неба, ни Земли;

· культ Неба – безличное, всевидящее Небо управляет ходом всего в мире;

· традиционализм – идеализация прошлого, преданность традиции;

· манизм – культ предков, которые должны были заботиться о потомках;

· анимизм – имеются духи всего, у человека две души: одна после смерти возносится на Небо, другая остается на Земле, чтобы помогать / вредить живым;

· гадания – предсказания будущего в личной и общественной жизни.

Фундаментальную роль играло Пятикнижие. В его состав входили: «Ши цзин» – «Книга песен», «Шу цзин» – «Книга истории», «И цзин» – «Книга перемен» (гадания), «Ли цзин» – «Книга обрядов», летопись «Чунь цю». Первые две книги были отредактированы Конфуцием, «Чунь Цю» написана им самим.

В этих книгах появляются сомнения в мифологии. В «Шу цзин» говорится о пяти началах мира – воде, огне, дереве, металле и земле – и о пяти явлениях природы – дожде, сиянии Солнца, жаре, холоде и ветре. Зачатки естественного объяснения мира, идея всеобщих связей бытия не означали отказа от мифологических представлений: утверждалось, что эти пять первоначал были созданы Небом.

Особенности древнекитайской философии:

· холизм – человек и природа, физическое и психическое рассматриваются в единстве, гармонии, нет отношения «субъект – объект»;

· интуитивность – единство бытия постижимо только в интуиции, но не может быть проанализировано с помощью строгой системы понятий;

· символизм – особенности китайской иероглифической письменности не позволили выработать формально-логическую систему мышления, имеет место многозначность смыслов иероглифов-образов;

· практичность – философия была тесно связана с социальной и политической практикой, устанавливалась связь природных, социальных и нравственных явлений, что является выражением холизма – принципа целостности.

Древнейшие представления о мире изложены в «И цзин» – «Книге перемен». Ци – это энергия, жизненная сила, бескачественная субстанция, из которой состояла Вселенная в исходной фазе – тай цзи («великий предел»). Это – исходно-целостное, не дифференцированное, хаотическое состояние ци. Из тай цзи последовательно рождаются два противоположных явления – инь и ян, которые находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, вследствие чего создается и изменяется все существующее. Из ян возникло «Небо» (тянь) как божественная, сакральная, судьбоносная реальность, из инь – «Земля».

В древнем Китае существовало шесть главных философских школ: 

· дао дэ цзя (даосизм);

· жу цзя (конфуцианство);

· мо цзя (моизм, основатель Мо Ди или Мо-цзы);

· мин цзя («школа имен» или, как называли в Европе, школа логиков, софистов, диалектиков, «спорщиков», представители – Хуэй Ши и Гуньсун Лун);

· иньян цзя («школа натурфилософов», представитель – Цзоу Янь);

· фа цзя («школа законников» или легизм, основатель – Шан Ян).

До начала XX века в Китае не было понятия «философия». Его заменяло слово чжэсюэсовокупность классических текстов китайских мыслителей

 


14.01.2016; 19:59
хиты: 74
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
восточная философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь