пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Древняя философия Востока: философия древней Индии.

Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав:  «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).Упанишады (дословно – «сидеть рядом с кем-либо», более широко – «наставление», «сокровенное учение») – самый поздний пласт Ведической литературы, произведения, разъясняющие тайный смысл Вед. В Упанишадах нет строгой системы философии, но в них были впервые сформулированы идеи и понятия, ключевые для индийской традиции. Религиозно-философские учения древней Индии назывались даршаны, подразделялись по отношению к Ведам.Важнейшие понятия древнеиндийской философии:\

Брахман – безличный духовный Абсолют, творец мира как целого;

· майя – иллюзия подлинности видимой реальности (подлинная – брахман);  

· атман – субъективное, духовное начало, «Я»; в Упанишадах провозглашается тождество атмана и брахмана (каждого существа и бытия в целом);

· карма – закон воздаяния за поступки человека в земной жизни;

· сансара – перерождение души человека в зависимости его от поступков;

· мокша – освобождение человека от круга перерождений как высшая цель его жизни, достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;       

· дхарма – всеобщий моральный долг, закон мироздания и жизни человека.

Веданта была наиболее близка Ведам и выражала позицию объективного идеализма, главными были понятия брахмана, атмана и майи. Санкхья являлась учением дуализма: признавалось наличие двух исходных противоположных реальностей – пракрити (материальной первоосновы, лишенной сознания) и пуруши (сознания, духа). При соприкосновении этих начал возникает мир объектов.

В вайшешике была обоснована атомистическая теория. Материальный мир возник из земли, воды, воздуха и огня. Каждая из стихий состоит из «ану» – вечных, мельчайших, неделимых, сверхчувственных частиц, их существование доказывается разумом. Ану – предел делимости материального объекта.

Локаята выражала позицию материализма: не существует брахмана и атмана, закона кармы. Реален только материальный мир, образовавшийся из спонтанного сочетания воды, земли, огня и воздуха. Жизнь и сознание – это функция этих элементов. Познание осуществляется органами чувств. В отличие от других школ, отвергался аскетизм в пользу идеи чувственных удовольствий.   

Буддизм. Существуют четыре «благородные истины»: страдание, причина страдания – желание, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению. Сансара превращает желание и страдание в лишенное завершения. Освобождение – это достижение нирваны (остывание, угасание). Интеллектуально – это обнаружение бессущностности вещей, нравственно-эмоционально – безгрешность, в плане воли – абсолютная свобода духа от мира. Слияние всех психических способностей дает состояние покоя и блаженства. Поэтому важно определить правильное отношение к окружающему: ахинса – общая мягкость, не нанесение вреда, терпимость и принцип «срединного пути» (избегать крайностей удовольствий и их подавления). Освобождение достигается в медитации


14.01.2016; 19:59
хиты: 104
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
восточная философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь