пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

50. Идеалистическое понимание истории и общества: предпосылки, основные положения, сущность, аргументы.

Идеалистическое понимание исторического процесса — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. п. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. п. и. имеет глубокие социальные корни и причины. Это прежде всего классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Наряду с этим следует учитывать, что на основе и в рамках И. п. и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. п. и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории. Концепции И. п. и. многообразны. С древних времен господствовал взгляд, согласно которому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты XVII—XVIII вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, которые по своей воле устанавливают социальные порядки. При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные(Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на общество биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни общества — географической среде, народонаселению (мальтузианство).

Идеалистическое понимание общества и истории (кратко аргументы)
1.Общественное сознание определяет общественное бытие.(Главный аргумент – прежде, чем что-то сделать, человек думает).
2.Отрицание законов существования общества. Ничто неповторимо.
3. Общество – сумма индивидов. Люди никак не связаны друг с другом.
4. История – результат деятельности великих личностей, остальные массы – материал.
5. История – поле проявления случайностей.
6. Прогресс связан с реализацией идеалов. Цель – воплощение социального идеала.


хиты: 256
рейтинг:+2
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь