Логическое познание — познание сущности вещей, явлений, процессов.
Основные логические процессы.
Материал чувственного познания подвергается мысленной обработке с помощью ряда логических процессов: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В результате такой обработки из недр чувственных явлений извлекается, «дистиллируется» скрытая в них сущность.
Обобщение — процесс выделения общего из единичного. Первоначально обобщение представляет собой извлечение существенно общего из чувственного единичного, благодаря чему возникают простейшие понятия о вещах и явлениях. При этом логическое обобщение опирается на чувственно общее, полученное на уровне представления. Далее процесс обобщения оказывается выделением все более существенных признаков, однако при этом он постоянно обращается к чувственному, эмпирическому материалу, без которого утратил бы свой первоначальный источник, к которому логическое обобщение обязано периодически возвращаться
Абстрагирование — процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Абстрагированием называется также отвлечение одних существенных признаков от других. Все человеческие понятия выступают поэтому как абстракции, отображающие существенные (логически мыслимые, в отличие от наглядных) признаки вещей. Абстрагирование и обобщение — неразрывно связанные процессы: общие признаки абстрагируются от единичных, несущественных; абстракции всегда имеют общий характер.
Анализ — мысленное расчленение целого на части. Первоначальный анализ — мысленное расчленение целостного чувственного образа на логически мыслимые части. Так, от наглядного чувственного образа геометрической фигуры мысль переходит к отдельным существенным признакам, которые становятся предметом уже не чувства, а логической мысли.
Синтез — мысленное объединение частей в единое целое. Простейшая форма синтеза заключается в мысленном соединении признаков, полученных в результате анализа чувственных образов, в единый логический образ предмета. Сложные формы анализа и синтеза связаны с более высокими уровнями логической абстракции.
Анализ и синтез — диалектически связанные противоположные мыслительные процессы. Анализ подготавливает материал для дальнейшего синтеза, синтез, соединяя продукты анализа, завершает каждый локальный цикл познания и дает начало новому циклу аналитико-синтетической деятельности.
Индукция — движение мысли от единичного к общему, дедукция — от общего к единичному. Индуктивный ход мысли отправляется от чувственно единичных и переходит ко все более сложным обобщениям. Дедукция позволяет применять полученные обобщения к познанию более частных, в конечном счете — единичных вещей и явлений. Индукция и дедукция тесно связаны и не существуют в чистом виде. Только взятые в единстве они обусловливают возникновение достоверного знания о мире.
Формы логического познания
. Понятие — основная форма, элемент или «клеточка», атом логического познания, которое поэтому нередко называется также понятийным познанием. Понятие — отражение существенных (сущностных) сторон вещи. Понятия: красное, круглое, предмет, явление, атом, закон, природа, человек и т. д. В отличие от чувственного образа понятие не имеет наглядного характера. Ощущение или представление красного наглядны, понятие красного включает указание на волны света определенной длины и частоты, зрительный анализатор, но не содержит ни малейшего намека на «красное» как таковое.. Понятие поэтому всегда существует в словесной форме, а логическое мышление в целом — с помощью языка как знаковой системы. Каждое понятие — результат взаимного опосредования общего, особенного и единичного, поскольку ни один из этих моментов не может быть понят вне связи с другими. Так, понятие человека вообще опосредовано понятиями единичных и особенных (групп) людей. В рамках понятия как сложной системы элементов знания различают определение понятия, которое отображает наиболее существенные признаки вещи, или, иначе, раскрывает наиболее существенное содержание понятия. Понятие имеет содержание — совокупность существенных признаков предмета, и объем — совокупность предметов, обладающих этими признаками. В традиционной формальной логике сформулирован закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий: чем шире объем понятия, тем меньше содержание, и наоборот. Различают понятия единичные, особенные и общие, конкретные (отображающие вещи) и абстрактные (отображающие свойства вещей), простые и сложные.
Суждение — это связь понятий, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли. логике различают субъект (S) суждения, обозначающий предмет мысли, и предикат (Р), обозначающий признак, наличие которого приписывается или оспаривается у предмета. Формула суждения: S есть (не есть) Р. Например: «Медь есть металл».
Умозаключение — связь суждений, форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.
Все элементарные частицы сложны;
Электрон — элементарная частица => Электрон сложен.
Умозаключения делятся на индуктивные, в которых из единичных или частных суждений выводятся более общие, и дедуктивные, в которых из общих посылок выводится менее общее, частное или единичное суждение. Дедуктивные умозаключения выступают прежде всего в форме силлогизмов, состоящих из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, и вывода (третьего суждения). Выше был приведен пример силлогизма.