С позиций научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека. Диалектико-материалистическую теорию познания поэтому нередко определяют как теорию отражения. познание означает, что мы узнаем вещи такими, какими они являются на самом деле, объективно. Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.) В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
• гностицизм;
• агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
• историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, по-лагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания челове-ком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники дан-ного направления настаивают на существовании объективной истины и спо-собности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалис-тическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологиичес-кой основой гносеологического оптимизма является представление о рацио-нальности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом.