пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

8. Философия Средних веков. Социальные и духовные предпосылки. Теоцентрическое понимание сущности мира. Схоластика и ее значение. Проблема универсалий.

Европейское Средневековье охватывает период от распада Римской империи (5 век) и до эпохи Возрождения (15 век).

Предпосылки:

  • Переход от рабовладельческого строя к феодальному (из-за снижения эффективности труда).
  • Политеизм Античности сменился монотеизмом – Европа приняла христианство, которое стало единственной государственной религией.
  • Влияние античной философии (неоплатоники).

Особенности средневековой философии:

  • Теоцентризм – источником и причиной всего существующего является Бог.
  • Креационизм – весь мир видится Божьим творением, созданным из ничего Божественной волей.
  • Провиденциализм – все происходящее в мире признается проявлением Божественной воли и соответствует изначальному Божественному замыслу.
  • Традиционализм – средневековая философия опиралась на авторитет Священного Писания и была крайне нетерпима к ереси.
  • Идея о бессмертии души.
  • Вера в высшее знание.
  • Сотериология – учение о спасении души.
  • Эсхатология – учение о конце света (второе пришествие).
  • Философия – служанка богословия.

Этапы средневековой философии:

  • Патристика (2-8 века) – теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства, опираясь на достижения античной философской мысли. Представитель – Августин Блаженный.
  • Схоластика (8-15 века) – особое направление философской мысли, посвященное рационалистическому обоснованию христианской догматики; возвращение к философии Аристотеля.  Схоластика рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Представитель – Фома Аквинский.

Проблема универсалий. Одна из особенностей философии средневековья проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, т.е. о природе общих понятий.

Реалисты (Иоанн Скот, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:

 1. до вещей в божественном разуме

 2. в самих вещах, как их сущность или форма

 3. после вещей, в человеческом разуме, как результат  абстракции и обобщения.

Номиналисты (Росцелин) отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е. отрицали не только наличие общего в конкретной вещи, но и его существование до вещи. Универсалии - только имена вещей и существование их сводится лишь к колебанию голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

 Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского и осудила номинализм Росцелина. Выступая против крайностей реализма и номинализма, Пьер Абеляр выработал объединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью. Реально существуют лишь отдельные вещи, однако универсалии получают реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат обобщения отдельных свойств вещей.


хиты: 1971
рейтинг:+2
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь