Второй по значению крупный вопрос философии - о движении и развитии. В зависимости от решения вопроса о развитии возникают две противоположные концепции - диалектика, учение о развитии, и метафизика, отрицающая развитие. В своем наиболее последовательном, «чистом» виде метафизика отрицает даже реальное движение, представляя бытие как абсолютно неподвижное (Парменид). Однако существование движения и развития настолько «выпирает» из фактов науки и человеческой практики, что наибольшее распространение получили метафизические концепции, которые в той или иной мере признают движение и развитие, но дают им одностороннее, упрощенное истолкование.
Деление философских систем по решению вопроса о развитии не совпадает с делением на материализм и идеализм и не является поэтому «партиеобразующим». Глубокая связь вопроса о развитии с ОВФ проступает, как только мы переходим от его формального, поверхностного понимания к сути. Если ОВФ - вопрос о природе окружающего нас мира и нашего сознания, а не о формальном «отношении» сознания к миру, то ОВФ непременно затрагивает и вопрос о том, развивается ли мир и человеческая сущность, или они неподвижны и неизменны. Далее. Если материя первична, а сознание вторично, то это означает, что сознание возникает в результате развития материи. Таким образом, вопрос о развитии входит в состав ОВФ, является его особой модификацией, или превращенной формой.
Структура вопроса:
- Является ли мир единым целым:
- Диалектика – да
- Метафизика – нет (мир – совокупность различных частей)
- Есть ли движение и развитие:
- Диалектика – да
- Метафизика – только ограниченное движение
- Существуют ли противоположности:
- Диалектика – да (они являются источником развития)
- Метафизика – нет (противоречиво лишь человеческое мышление).