Первый, или основной, вопрос философии - это вопрос об отношении сознания к материи, или духа к природе, мышления к бытию.
Структура основного вопроса философии:
ОБЩАЯ ФОРМУЛИРОВКА |
ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ СОЗНАНИЯ К МАТЕРИИ |
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ |
Первая сторона: вопрос о первичности - вторичности Вторая сторона: вопрос о познаваемости |
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ |
Тройственный вопрос о сущности мира, сущности сознания, сущности отношения сознания к миру |
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (модификация) |
Вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире, перспективах существования |
- Первый уровень:
- Первая сторона: что является первичным – материя или сознание. Первичность, т.е. что чему предшествует, что является свойством другого, что отражает другое, что лежит в основе мира. Подходы к решению вопроса:
- Монистический. Монизм кладет в основу мира одно из двух начал – материю или сознание.
- Материализм. Материя – первична, сознание – производное от материи. Является реалистичным мировоззрением.
- Идеализм. В основе мира – духовное начало. Его исходная, основная концепция представляет собой глубокое заблуждение, возведенное в ранг философского мировоззрения. Однако идеализм был необходимой и неизбежной формой мышления, без которой не мог бы развиваться материализм.
- Объективный идеализм (Платон, Гегель) утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, независящего от человека. Объективное в научной философии означает существующее до, вне и независимо от сознания, которым обладает лишь человек, мыслящие существа вообще. Религия – объективный идеализм.
- Субъективный идеализм (Беркли, Мах) считал первичной реальностью человеческие ощущения. Вещи, мир, с этих позиций, являются лишь совокупностью человеческих ощущений.
- Дуалистический. Дуализм кладет в основу мира оба начала.
- Вторая сторона: вопрос о познаваемости мира. Часть философов признают безусловную познаваемость мира (последовательный материализм). Другие философы её отрицают, являются агностиками (Юм, Кант).
- Второй уровень: состоит из трех неразрывно связанных вопросов - о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому.
- Третий уровень: выступает в качестве модификации первых двух уровней. Противоположность сознания и материи не выражена в явном виде, здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием.
ОВФ – это вопрос о самой возможности достоверного научного мировоззрения, т.е. воззрения на наиболее общие свойства бесконечного мира в целом.