Категория «этнос» (греческое слово — «ethnos») означает племя, народ и определяется как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции, самосознание и т.д.)
Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории. Признаки, выражающие системные свойства уже существующего этноса и отделяющие его от другого этноса, —это язык, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для неё стилем.
Одной из разновидностей этнической группы является раса. Человеческая раса — это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое проявляется в особом сочетании таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и особенности телосложения.
Социальные исследователи считают, что нет такого феномена, как раса, основанная на объективных биологических различиях. Они полагают, что раса формируется на социальной основе или на основе воображаемых биологических признаков, что отличает её от других групп.
Таким образом, раса представляет собой социальное понятие, формирующееся в результате того, что группе приписывают характерные биологические признаки.
Наряду с расой выделяют и такие этнические общности, как род (клан), племя, народность, нация. К ним примыкают национальные (этнические) и этнографические группы.
Характерной особенностью рода и племени как наиболее ранней формы общинной организации является то, что они были основаны на кровнородственных связях.
Все народы мира прошли через эту первоначальную стадию развития.
В условиях рабовладельческого общества возникают народности.
С разложением феодального строя и зарождением капитализма возникает новая форма общности людей — нация.
Этническое (национальное) самосознание — отражение сознания нации и другой этносоциальной общности в индивидуальном сознании их членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также о его месте и роли среди других народов и взаимоотношения между ними.
Корни национализма и национальные чувства находятся на уровне “коллективного бессознательного”. У той или иной этнической группы за всю тысячелетнюю историю накапливаются мифы, символы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием другой нации, народности. Они часто связанны с оскорблением или унижением национального достоинства. Сами по себе они могут вести, а могут и не вести к этническим конфликтам. Всё дело в исторической ситуации
Этностереотип
— исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса[1][2].
Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными.
Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов[4]:
специфичностью этнической группы — особенностями, закрепленными в культуре и общественном сознании, выработанными в ходе общественно-исторического развития;
социально-политическими и экономическими условиями развития этнической группы и особенностями взаимодействия между ними;
длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.
Этнические стереотипы могут быть двух видов — автостереотипы (описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего, этноса).[4]
Для автостереотипов характерно стремление внести в их содержание идеалы собственного этноса, поддержание наиболее самобытных качеств национального характера.
Для гетеростереотипов характерна склонность к антропостереоретипам, то есть обусловленности стереотипа внешним обликом индивида. В гетеростереотипах, на уровне обыденного сознания, внешний облик представителя соответствующего этноса связывают с определенными психическими чертами. На основе этнических стереотипов возникают соответствующие типы поведения и общения между представителями разных этносов.
На основе стереотипов формируется этнический образ — форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса[2]. Этнический образ служит эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидание его от других людей.[4]
Этнический образ, основанный на автостереотипах, может значительно отличаться от этнического образа, основанного на гетеростереотипах.
Этнический образ, как основанный на автостереотипе, так и на гетеростереотипе, является обобщенной характеристикой и может не совпадать с индивидуальными характеристиками отдельных членов этноса.
Понятие этнического (национального) стереотипа
"Под этническим стереотипом сегодня принято принимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном обмене представлений различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы" ([5], с.93). "Для продуктивного функционирования стереотипа необходимо расчленение индивидом окружающей действительности с помощью процессов категоризации. При этом категоризация может разворачиваться с помощью либо когнитивных, либо аффективных, либо поведенческих составляющих психики индивида." ([4], с.91)
В стереотипе выделяются четыре основных параметра [5]:
Содержание - набор характеристик, приписываемых этнической группе.
Степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе.
Направленность - общее положительное и отрицательное восприятия объекта стереотипизирования.
Интенсивность - степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженной в стереотипе.