ХХ век характеризуется бурным развитием социологии. Среди многочисленных социологических школ ХХ в. остановимся на таких, как «чикагская школа», функционализм, конфликтологическая и символистический интеракционализм. Целый ряд других школ и направлений в социологии будет рассмотрен в других лекциях, посвященных частным аспектам социологии.
Широкую известность в американской социологии получило так называемое функционалистское направление. Его наиболее яркими представителями являются Роберт Мертон (1910) и Толкотт Парсонс (1902-1979).
По мнению функционалистов, общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Иными словами, в обществе все теснейшим образом связано и увязано друг с другом. На этом основании они делают выводы: чтобы рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, надо просто рассматривать последствия, которые связаны с этими фактами и объектами.
Парсонс доказывал, что все социальные системы обладают набором из четырех основных функций.
Адаптация. Любая социальная система приспосабливается или адаптируется как к внутренней, так и к изменяющейся внешней ситуации.
Целедостижение. Система определяет и достигает поставленные цели.
Интеграция. Система связывает и увязывает все свои компоненты, а также три другие свои функции.
Удержание образца. Любая социальная система создает, сохраняет, совершенствует, обновляет мотивацию индивидов, образцы их поведения, культурные принципы.
Все перечисленные функции образуют своеобразную системно-функциональную сетку. Парсонс ее применил для анализа всех социальных явлений, включая микро- и макроуровень.
Конфликтологические теории. В западной социологии они получили широкое распространение и развиваются как бы в противовес функционализму. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что конфликтологические идеи стары, как мир. Известно, например, что еще английский философ Томас Гоббс (1588-1679) выдвинул положение: «война всех против всех» естественное состояние человечества.
Однако более глубокие корни конфликтологического подхода проявились в теории К. Маркса. Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающими противоречиями, конфликтами между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. А производственные отношения постоянно находятся в конфликте с надстройкой. Когда неустойчивое равновесие нарушается, то происходит революция. Ее Маркс считал неизбежной и желательной, так как она ускоряет общественный прогресс. Тема классов и классовой борьбы – центральная у Маркса.
Символический интеракционизм. Основа этой теории была заложена Джоржем Гербертом Мидом (1863-1931) – американским философом, социологом и социальным психологом.
Эта теория оперирует четырьмя главными утверждениями:
1) поведение человека в большей мере осмысленно. За актами поведения стоят общественные символы;
2) символы, на которых строится общество, рождаются во взаимодействиях. Человек постоянно смотрится в «зеркало», в качестве которого выступают другие люди и их мнения о данном человеке;
3) социальные индивиды в процессе деятельности интерпретируют, объясняют себе значение символов, как бы примеряют их на себя;
4) для символического интеракционизма характерен интерес к индивидуальности, поведению личности в конкретных ситуациях. Социальный индивид (социальное Я) является источником движения и развития общества.