пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

127. Принцип равноправия и самоопределения народов: история развития и юридическое содержание.

предназна­чен, как следует из его названия, для регулирования отношений госу­дарств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в целом и бес­конфликтного существования этносов, находящихся на разных стадиях развития. Народ, нация являются первоосновой, с которой связывается суверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Ус­тав ООН первоначально апеллирует к воле народов, а затем государств, что отражено в самом названии организации. Тем не менее утверждение универсальной нормы, защищающей права нации, относится к середине XX в., хотя сама правовая идея защиты относится к концу XVIII в.

Рассматривая исторически процесс становления принципа, можно увидеть, что он или его идея использовались не всегда правомерно, яв­ляясь в ряде случаев удобным способом для очередного передела мира и захвата территорий, принадлежащих не организованным государствен­но народам. В судах США в конце XX в. начались инициированные ин­дейскими племенами процессы о возвращении незаконно, без явно вы­раженной воли народов, хотя и оформленной в ряде случаев договорами, присвоенной некоренными народами их национальной территории. Российская доктрина еще в XIX в. (А Шалланд) выступала против по­добной политики. С другой стороны, обвальный пересмотр сложившей­ся в мире ситуации и перекраивание карты мира приведут к еще боль­шим бедам, меньшая из которых — гражданские войны (вооруженные конфликты немеждународного характера), большая — мировая ядерная катастрофа. Все террористические акции последней половины XX — на­чала XXI в. проводились под лозунгом самоопределения.

Данный принцип в краткой форме, тезисно, был сформулирован в Уставе ООН в 1945 г., затем — в универсальном кодифицирующем до­говоре — Пактах о правах человека 1966 г. Статья 1, содержащая пере­чень прав нации как самоопределяющейся единицы, выделена в особую часть. («Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспе­чивают свое экономическое, социальное и культурное развитие... ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств на суще­ствование».) В период перед принятием пактов содержание принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и народам, в своем развитии опиралась на морально-политиче­ские нормы Декларации о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам 1960 г. и Декларации о принципах международ­ного права 1970 г.

На первом этапе применения принципа упор делался на регламента­цию статуса колонизуемого и колонизатора, определялись их взаимные права и обязанности, среди которых наиболее важным было право коло­низуемого применить против колонизатора вооруженную силу, что, как известно, разрешается в особом порядке и в исключительных случаях. При этом подразумевалось, что народ имеет орган: 1) возглавляющий та­кую борьбу, 2) поддерживаемый значительной частью населения, 3) эф­фективно контролирующий значительную часть национальной террито­рии. По достижении независимости и в период военных действий народ

и нация должны были подчиняться всем требованиям международного права. Активная деколонизация привела к появлению нового субъекта международного права — народа и нации, находящихся в стадии борьбы за свое самоопределение, следствием чего было право испрашивать и получать помощь со стороны сообщества.

Под влиянием существования этого принципа сформировался наря­ду с колониализмом новый состав международного преступления — нео­колониализм, понимаемый как применение иных, кроме политических и военных, методов удержания в подчинении бывшей колонии.

Права народа и нации состоят в самостоятельном (или под контро­лем сообщества, например в лице ООН, как в случае Индонезии и Ти­мора) принятии ими решения о самоопределении, в праве на самостоя­тельный политический статус, в праве на свободное экономическое раз­витие, национальную и культурную самобытность, в праве на свободное распоряжение своими естественными ресурсами, которые представлены богатствами их территории или долей в общечеловеческом достоянии.

Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно, без незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле большинства народа, без фальсификации его позиций.

Существенным моментом в рассмотрении правового содержания принципа является то, что факт колонизации устанавливается во взаи­моотношении территориально не связанных метрополии и колонии. Значительно труднее определить факт колонизации в случае совместного в течение длительного периода проживания на одной территории ряда народов и наций. В таких случаях необходимо определить, имеет ли место ограничение права такой общности на участие в политической жизни, экономическое неравенство, ущемление права на националь­но-культурную реализацию. К сожалению, ни практика, ни доктрина не отвечают на вопрос о том, какой период времени, какая геофизическая позиция — с выходом к внешним границам государства или к морскому побережью и др. — является необходимой для реализации самоопределе­ния вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Единственное, что есть на этот случай, — это хорошо отработанная практика плебисцитов, помогающая учесть особенности каждого случая. Упомянутая ранее Декларация о деколонизации 1960 г. в ст. 6 и 7 содер­жит положения о недопустимости использования принципа для того, чтобы «полностью или частично разрушить национальное единство и территориальную целостность страны».

Нарушения рассматриваемого принципа устанавливаются в соответ­ствии с международным правом, в первую очередь — органами ООН; к нарушителям применяются меры принуждения, соответствующие тем, что применяются за совершение международных преступлений.

Настоящий этап нормативного совершенствования принципа может пойти в двух направлениях — наполнение его новым содержанием с уче­том требований времени или его исключение из перечня основных принципов как выполнившего свое предназначение.

В стадии становления находятся два новейших принципа — всеоб­щего и полного разоружения под эффективным международным контро­лем и принцип международной защиты окружающей среды.


14.01.2016; 12:26
хиты: 122
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
право
международное право
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь