пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Современная детская поэзия. Имена, темы.

Ю.П. Мориц (родилась в 1937 году) принадлежит к тому поколению, чьё духовное рождение пришлось на военные годы, а становление связано с атмосферой «оттепельных» лет. Детские переживания, лежащие в основе её восприятия, глубоко драматичны. 4-х летняя девочка начала сочинять стихи от «страха», пытаясь выжить в мире, где падали бомбы, горел эшелон с беженцами, где домом стал подвал, в котором раньше хранили мороженое. 6 – 7 лет она читала в госпитале раненым свои стихи, писала письма на фронт. Обычные для детей тех лет занятия стали чем-то вроде первых уроков словесности. Главный исток поэзии Ю. Мориц из этого детства. Время, детство и «прорезающееся крыло» поэтического дара сошлись воедино в её взрослых стихотворениях 70 – 80-х гг: «Стены плачут», «Лимонницы, капустницы, белянки…», «После войны», «Чудное мгновение», «Лунной ночью, в январе…», «Детства тихая улочка» и т.д. Её собственный путь – в сплетении «холодных» и «жарких» строк, в понимании жизни как формы вечных воплощений и на этой основе в чувстве мирового всеединства людей, природы, космоса (примером может служить стихотворение «Полонез»). В представлении Ю. Мориц, детство – это обнажённая тайна мирового духа, и в детстве же заключается тайна поэзии. В стихотворении «Лунной ночью, в январе…» это представление отчётливо выделено. По словам поэтессы, человек всегда стремится найти радость в красоте, несмотря на «печаль, разлитую в воздухе». В её стихах – сложная игра настроений, образов и звуков создаёт мир романтически странный и всё-таки реально земной. Почти каждое её стихотворение – манифест, утверждающий объективную силу воображения, призыв к читателю следовать поэтической фантазии. Так, в стихотворении «Осенняя мелодия» звучит мольба и приказ быть творцом: «Нельзя не петь в такие дни Мы не одни! Свою мелодию тяни, Тяни, тяни.» Стихи для детей поэтесса начала писать в связи с рождением сына (ему посвящено немало стихов), и ещё потому, что в детских издательствах дышалось свободнее. Наиболее полное собрание стихов для детей – сборник «Большой секрет для маленькой компании» (1987). Кроме того, она перевела много стихов с узбекского, грузинского, эстонского, аварского, еврейского, манси языков. В детских стихах Мориц творит тот самый «необъятный рай», где только возможны чудеса наяву, и помогает детям не расстаться со сказкой. «Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот! Сказка, умница и прелесть, С нами рядышком живёт». Мечта и фантазия преобразуют реальный мир до неузнаваемости, буквально переворачивают его; в этом перевёрнутом мире герою легче всего быть самим собой, т.е. быть лучше, талантливее, счастливее. Так, в избушке, стоящей кверху дном, живёт весёлая лягушка; её энергия жаждет выхода в музыке: «Она двумя руками Играла на баяне, Она двумя ногами Стучала в барабан!» Важную роль играют эпитеты – «зелёно-голубой» Херсон, «резиновый» ёжик, «малиновая» кошка, «сладкая загадка». Не менее важны повторы, развитие вариаций одного и того же мотива в стихотворении: они позволяют уловить естественное движение образа, согласное с движением чувства. В стихах для детей Ю. Мориц главенствует радость, то празднично-звонкая, то приглушённо-лирическая. Многие детские стихотворения производят впечатление театрально-кинематографических постановок, порой – благодаря фольклоризации – народного театра. Поэтесса резко выступает против штампов: художественная первичность – непременное качество её взрослых и детских стихов. Многие стихотворения благодаря своей мелодичности стали песнями. «По роще калиновой, По роще осиновой На именины к щенку В шляпе малиновой Шёл ёжик резиновый С дырочкой в правом боку».


14.03.2016; 14:40
хиты: 99
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь