пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Детская журналистика XYII -XX веков

    1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ                    

До середины XVII века детской литературы не существовало.

Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и

разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя.

Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по

1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность

провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал,

по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать

добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В

нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности,

великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах

печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии,

шутки.

Хороший вкус и литературный талант сотрудников (одним из редакторов был

Н. Карамзин, опубликовавший на страницах «Детского чтения для сердца и

разума» первую повесть «Евгений и Юлия») сказались и на отборе переводной

литературы. Читатели знакомились с произведениями Вольтера, Лесинга, Томсона и

многих других. Журнал Новикова выдержал испытание временем. «Чистые,

нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком,

незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали

совершенно иной колорит целому обществу»,— отмечалось в одном из отзывов 1849

года. С.Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к журналу Новикова: «В

детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный

переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на

которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл,

значение и стали еще любопытнее...» Через 60 лет после появления «Детского

чтения» В.Белинский воскликнул: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели

«Детское чтение» Новикова».

Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера

Детского чтения» перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.

За «Детским чтением для сердца и разума» (1785—1789)

последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их

типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически

соответствовал тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение».

Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания

для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг

юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по

содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое

детское чтение» С. Глинки (1821—1824).

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии

детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял перед

обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения—

подавляющее большинство детей России не умело читать. «И так для кого же должно

издавать книги, посвященные первоначальным летам?—спрашивал издатель журнала

«Новое детское чтение» Сергей Глинка. И отвечал.—Для добрых отцов и

попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не то, что может быть

понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным при

объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение напечатлеваются в уме и

в душе силою вещания внимательной и заботливой любви.

.

Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 —

1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал

сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Издатель его, Н.

И.Невзоров, был последователем просветительских идей Н. И. Новикова. Н.И.

Невзоров желал «способствовать образованию сердец и умов и споспешествовать,

сколько можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публиковались

стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по

истории, географии и, другим наукам. Правда, содержание и стиль материалов,

помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и

педагогическим тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежащих перу

самого Невзорова) звучали скучные проповеди с открытой дидактической

назидательностью.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это

«Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основал и редактировал

его литератор-славянофил Д. А. Валуев; сотрудниками были

известные писатели, ученые, просветители: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И.

В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории

Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских

народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как

редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности статей,

составляющих журнал».

     «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста»

выходил в 1858 — 1862 годах, выпускал его известный поэт В. Майков

. Это издание было заметным явлением в детской периодике тех лет, тем более, что

многие детские журналы к тому времени уже исчерпали себя. «Подснежник» широко

печатал современных русских авторов реалистического направления, публиковал

много переводных произведений — Шекспира, Андерсена, Бичер Стоу, Гофмана,

братьев Гримм.

В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего

существования и влияния за счет обращения к более массовому числу читателей.

Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования,

школа становилась значительно демократичнее, охватывала все более широкие

круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале

века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых

педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя. В лучших

журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, ученые

и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Все это

способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени

знания и взгляды.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.

Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие.

Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко,

нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности.

     Сергей Глинка (1776 — 1847) — участник Отечественной войны 1812 года,

поэт, прозаик, драматург, публицист — издавал в 1819 — 1824 годах журнал «Новое

детское чтение». На страницах этого журнала рассказывалось о русском

патриархальном быте и народных обычаях, изображались идеальные отношения

помещика и крепостного — в качестве наставления для юных дворян.

Для детей Глинка написал «Русскую историю» в десяти томах, «Русские

исторические и нравоучительные повести», религиозно-нравственную повесть

«Образец любви» и другие произведения подобного рода. Язык их в наше время

воспринимается как довольно тяжелый, особенно для маленького, читателя, но в

свое время он таковым не казался. Сам автор не раз заявлял, что лучшее

средство воспитания гражданина -— простая и ясная родная речь.

С. Н. Глинка писал не только для детей; в историю литературы вошел он и как

издатель взрослого журнала — «Русский вестник». Но эту сторону его

деятельности мы не рассматриваем.

     Виктор Бурьянов (это литературный псевдоним Владимира Бурнашева, 1812 —

1888) также был приверженцем патриархальной старины. Из всех профессиональных

детских писателей того периода он, пожалуй, более всего заслуживает упрека в

низкопробности, ремесленничестве, навязчивом морализаторстве. В то же время его

многочисленные произведения в жанре «прогулок» делают его едва ли не самым

плодовитым популяризатором первой половины XIX века.

Белинский дал этому писателю убийственную характеристику: «Бедные дети! Мало

того, что г-н Бурьянов иссушает в ваших юных сердцах благоухающий цвет чувств

и выращивает в них пырей и белену резонерства, г-н Бурьянов еще убивает в вас

и всякую возможность говорить и писать по-человечески на своем родном языке».

Столь же низкого мнения был великий критик и о Петре Фурмане (1809 —

1856). Детям, говорил он, лучше совсем не знать грамоты, чем читать его книги.

Тем не менее, произведения этого писателя пользовались у маленьких читателей

успехом. Их привлекала, в частности, тематика, родная история и герои —

подлинные исторические деятели. Повести П. Фурмана «Саардамский плотник» (о

Петре Первом), «Князь Меньшиков», «Князь Суворов-Рымникский» и многие другие

отличались умело построенным сюжетом и эффектно поданными ключевыми сценами и

держали детей в напряжении. Хотя язык этих произведений и психологическая

разработка сюжетов не выдерживали критики.

     Борис Федоров (1798 — 1895) выступал как писатель и переводчик и заслужил

у взрослых современников печальную славу графомана. Однако его деятельности на

ниве детской периодики заслуживает внимания. Его журнал «Новая детская

библиотека» дает представление о литературе для маленьких читателей пушкинского

времени, о ее жанрах, темах и сюжетах, мотивах и образах. Содержание журнала

было весьма разнообразно: рассказы об античных героях и выдающихся людях более

поздних эпох, очерки о природе, о растениях и животных, повести и заметки на

религиозные темы. Федоров стремился воспитать в подрастающем человеке

религиозную веру, милосердие, любовь к ближнему, внимание к культуре поведения,

быта. Журнал Федорова, а также изящные малоформатные книги снабжены

иллюстрациями. Он одним из первых оценил значение книжной картинки для ребенка.

Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал

А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863).

Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 — 1881) следует сказать особо, так как

она сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой половины XIX

века.

Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая ссыльного отца, она не могла

получить образования, всему училась сама, по книгам. Самостоятельно овладела и

языками: французским, английским и немецким, да так, что переводами

зарабатывала себе на жизнь. Обладая от природы писательским даром, А.О. Ишимова

решила написать «Историю России в рассказах для детей»,

трудилась шесть лет, и результат превзошел ожидания: она стала самой популярной

писательницей, а с 1842 года в Санкт-Петербурге приступила к изданию журнала

«Звездочка», затем с 1850 года— «Лучи» (1850—1860). Оба

журнала предназначались для девочек.

 «История..» А.О. Ишимовой состояла из шести частей и открывалась обращением к

маленьким читателям: «Милые дети! Вы любите слушать чудные рассказы о храбрых

героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах.

Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не сказку, а быль, то есть

сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков». Это

произведение — одна из самых значительных попыток рассказать детям об истории

родной страны.

После их объединения Ишимова отработала четкую структуру журнала.

Каждый номер имел следующие отделы:

1.                 Словесность (здесь помещались произведения самой Ишимовой,

рассказы, сказки, стихи других авторов).

2.                 Науки (очерки по истории, естествознанию, географии).

3.                 Новые книги.

4.                 Смесь.

5.                 Для маленьких читателей.

Ишимова привлекала к сотрудничеству известных писателей и ученых. В

«Звездочке» печатались статьи Я. Грота, рассказы В. Одоевского. Журнал с

успехом выполнял задачу, поставленную издателем: воспитывать будущих матерей,

хозяек дома.

Конец 50-х годов эпоха расцвета детской журналистики, а

в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских

журнала.

С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник»

(1858—1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова,

считавшего своей задачей: «...доставлять раннему возрасту обоего пола

непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник

чтения». Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И.

Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года

основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М.Ростовская

, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала «Семейные

вечера», который просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала

до 1870 года); первоначально он выходил еженедельно, а затем — ежемесячно.

Годовые подшивки «Семейных вечеров» расходились даже много лет спустя после

выхода в свет. Это издание, по существу, стало продолжением «Звездочки». М.

Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее взгляды на детское

чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы

Марии Александровны. В нем публиковались произведения самой М. Ростовской.

Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих

читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями

знаменитых людей.

Но вот годом позже в Петербурге появляется непривычный журнал—

«Калейдоскоп». Новизна его усматривалась уже в подзаголовке:

«Еженедельная газета для русских детей среднего возраста». В

программе издания писалось: «В нем, как в светлой призме зеркал, будут

переливаться цвета, изменяться формы статей и, заинтересованные этою блестящею

пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую

игрушку»4.

Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862)

совпало со временем общественного подъема в канун «великих реформ». Произошло

это, на наш взгляд, не случайно. Как отмечали современники, новые веяния

захватили и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены,

«наша гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели»,— отмечал «чайковец»

Н. А. Чарушин. Революционер-народник П. Н. Ткачев вспоминал впоследствии, что с

чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto; чтение было

теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с жадностью

набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием сердца ожидали

юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала»

В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из

рабочих семей. Публикуются в. них произведения писателей-реалистов — сильные

по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести,

очерки, стихотворения. Таким образом, «еще до 1917 года детская журналистика

решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя — его

взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему

доступные научные знания.

Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей

среди детских журналов этого периода — «Задушевное слово»

(1876 — 1917, с трехлетним перерывом). В этом журнале сотрудничали такие широко

известные авторы, как Л. Чарская, К. Лукашевич, Т. Щепкина-Куперник, А.

Пчельникова. Правда, демократическая критика относилась к «Задушевному слову»

скептически, называя его «гостинодворским» изданием, проповедником убогих

обывательских представлений.

Продолжительное время выходил и журнал М. Вольфа «Задушевное слово»

(1877—1917). Сначала он имел четыре отдела:

1)                 для детей младшего возраста (5—8 лет),

2)                 для детей среднего возраста (8—12 лет),

3)                 для детей старшего возраста (старше 12 лет).

4)                 семейное чтение для взрослых. С 1883 года отделов стало

два: для старшего и младшего возраста.

Постоянной сотрудницей журнала была писательница Л. Чарская,

опубликовавшая на его страницах немало своих повестей, рассказов и сказок.

Здесь постоянно печатались Евг. Шведер, Т. Щепкина-Куперник, Г. Галина и др.

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским

писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок»

(1902—1916), «Путеводный огонек» (1904—1918),

«Дело и потеха» (1905—1909). Редактор стремился, прежде всего,

развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить

с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы,

повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя. Излюбленным жанром

Федорова-Давыдова были сказки, и писал он их так мастерски, что они были близки

к народным. Дети любили эти журналы за веселый и доброжелательный настрой.

Редактор помещал массу ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах

печатался Д. Мамин-Сибиряк.

Каждые две недели выходил журнал «Светлячок» (190? —

1920), редактором и издателем которого, как уже отмечалось выше, был писатель

А. А. Федоров-Давыдов. Предназначался этот журнал детям младшего

возраста. Большая часть его материалов носила чисто развлекательный характер,

что вызывало нарекания демократической критики. Сильной стороной этого издания

признавались его многочисленные приложения — игры, забавные игрушки, поделки,

которые должны были изготавливать сами дети.

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал

«Тропинка» (1906 — 1912). В оформлении его принимали участие такие

известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала

в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто

появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк»

(1909 — 1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал

И. И. Горбунов-Осадов — писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам

Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию. Общая

демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих авторов. В

нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы «Мой первый школьный день»,

«Леля и я»), Демьян Бедный и ряд авторов близкого им направления. Новаторскими

для детской журналистики стали рекомендательно-библиографический отдел и раздел

  2. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ В ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ. ЖУРНАЛЫ «ЕЖ»  И «ЧИЖ».  

В 20—30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и

журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике

мирового общежития,— формировать мировоззрение человека нового советского

типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества

социальной справедливости.

В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха

детских пионерских журналов, иные не предусматривались. Создатели журналов

смотрели на ребенка, прежде всего как на будущего строителя коммунизма,

стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-

коммунистической верхушки.

В 1922 г. в Москве и 1923г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные

товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского

движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для

детей. Просуществовали они около года, основная тематика – организационные

вопросы пионерского движения.

Многочисленные периодические издания того времени — «Юный Спартак»,

«Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и

многие другие — выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает

сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.

Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж»

(1928— 1935) и «Чиж» (1930—1941) не в состоянии было ни

одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай

Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких

искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов»

[4]

Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела

государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по

инициативе К. И. Чуковского. Официальным его заведующим значился

С. Н. Гусин — человек «начисто лишенный юмора и литературных дарований»

[5], а неофициальным «властителем» (главным консультантом) стал С. Я.

Маршак, благодаря которому к концу 20-х годов здесь было сосредоточено

уникальное по своему составу созвездие писателей и художников. В первые годы

своего существования отдел меньше всего был похож на государственное

учреждение, а скорее напоминал литературную студию, где вырабатывались,

утверждались и претворялись в жизнь принципы новой литературы для детей;

Летописцы эпохи неизменно вспоминают радостную атмосферу творчества, царившую в

«Академии Маршака».

Творческое наследие С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, Е. Чарушина, М.

Пришвина, В. Шварца, Б. Житкова, М. Ильина, значительная часть из которого

увидела свет на страницах «Ежа» и «Чижа», давно уже составляет фундамент

детской литературы

«Жаворонок», например, сообщал, что редакция его «по соображениям

воспитательного характера будет далека от какой бы то ни было политики».

Подобная точка зрения позволила критикам «Педагогической мысли»

объявить горьковский журнал «Северное сияние»

тенденциозным и агитационным. Старые журналы не могли, да и не желали

перестраиваться.

     «Пионерская правда» — одна из крупнейших по тиражу газет в

мире: десять миллионов советских школьников два раза в неделю получают ее в

различных уголках страны. Подобные издания—всего 27—выходят также в

республиканских и областных центрах. «Пионерская газета» заняла прочное место в

общей системе советской печати, и факт ее существования сегодня представляется

обычным, сам собой разумеющимся. Между тем детская газета, как тип

периодического издания, рождалась в мучительных поисках на протяжении многих

десятилетий: Необходимо было не только определить ее «лицо», но и четко

очертить функциональные особенности, отстоять само; право на существование

нового вида периодики. В этом важном деле приняло участие не одно поколение,

журналистов.

Очень популярным был журнал «Юный строитель», который

выпускался с 1923г. «Рабочей газетой» невиданным для того времени тиражом

100.000 экземпляров. Издавала журнал группа молодых педагогов. Здесь печатались

лучшие советские писатели, превосходные научно-популярные статьи. Специально

для малышей существовал отдел «Красные маки», из которого в 1924г. родился

знаменитый журнал «Мурзилка».

Концепция «Мурзилки» устоялась не сразу, первые номера были заполнены

«сюсюканьем» об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких

метров детского слова, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А. Гайдар,

журнал «Мурзилка» переменился, стал самым любимым изданием нескольких

поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для

детей стали иллюстрации в «Мурзилке» великолепных художников А. Дейнеки, Е.

Чарушина, М. Черемных.

Заботясь о высоконравственном воспитании подрастающего поколения, Российский

детский фонд предпринял выпуск нового издания для детей. Это

«Школьная роман-газета» – гуманитарный, прекрасно иллюстрированный

ежемесячный образовательный журнал для подростков. Он рекомендован

Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения

учащихся 6-11 классов. Издается с января 1996г., выходит один раз в месяц и

публикует лучшие произведения мировой художественной литературы, в том числе и

отечественной. Внутри издания – журнал в журнале «Большая перемена»

- веселые и познавательные материалы о жизни современного юношества. Журнал стал

популярным у юных читателей.

Еще один журнал, пользующийся огромной популярностью -

"Недоросль", издается Просветительско-издательским объединением

АДИА-М+ДЕАН как всероссийский детский журнал, публикующий юмористические

произведения для тинейджеров (подростков). Среди авторов и художников журнала

ведущие детские писатели Санкт-Петербурга и Москвы. Высокий художественный

уровень журнала и прекрасное полиграфическое исполнение делают журнал одним из

лучших в России.

В последнее время в связи с возрождением духовности появились детские

издания, содержащие вероучительные материалы, беседы на религиозно-

нравственные темы. Хотелось бы обратить внимание на одно издание,

представлящее собой уникальный сплав познавательной, развивающей и

воспитывающей функций.

По благословению Его Святейшества, Святейшего патриарха московского и всея Руси

Алексия II, Российский детский фонд и Московский Патриархат начали издание

ежемесячного журнала для детей младшего и среднего школьного возраста 
 


14.03.2016; 14:40
хиты: 135
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь