Структура вавилонского общества характеризуется дальнейшим развитием рабовладельческой системы. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами. Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» — «человек». Но свободные граждане, в число которых входили тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев. Основная часть общества состояла из мелких торговцев, приносивших деньги в казну – их права защищались. Постепенно мелкие торговцы распадались на рабовладельцев и рабов. Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Они не имели своей собственности, получали её за царскую службу, имели ограниченные гражданские права. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось денежным штрафом. Низший класс составляли рабы. Источниками рабства служили войны, имущественное расслоение, неравноправное положение членов семьи, обращение в рабство за некоторые преступления (например, отказ усыновленного от приемных родителей, расточительство жены, небрежность общинника в отношении оросительного сооружения). Различались рабы частновладельческие, государственные (или дворцовые), рабы мушкенумов, храмовые рабы. Семья среднего достатка имела от 2 до 5 рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали внаем, дарили, похищали. Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли иметь небольшое имущество, которым в конечном счете распоряжался хозяин, могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом свои гражданские и имущественные права, дети от таких браков считались свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число законных наследников своего имущества.