пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Социальный психоанализ Э. Фромма

 

Социальность, согласно Фромму, выражается в социальном поведении и проявляется в социальном взаимодействии с другими. Социальная реальность обусловлена разными системами ориентаций; вследствие этого социолог выделяет три типа: 1) Мазохистский тип - самоподчинение другому (социальной группе), которое отрицает целостность подчиняемой личности. Иногда мазохистские отношения могут быть связаны с физическим, сексуальным желанием. Вообще, мазохистское подчинение может быть направлено по отношению к: судьбе, болезни, ритмической музыке, оргиастическому состоянию, производимому наркотиком, гипнотическим трансом; во всех этих случаях человек отказывается от своей целостности, он делает себя орудием. 2) Садистский тип – власть над другим (социальной группой). Садист, в отличие от мазохиста, не только подчиняет другого, но и зависит от него в равной степени. Отличие состоит в том, что первый подчиняет, второй подчиняется, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Общим является то, что они оба сливаются в единстве, теряя свою целостность. 3) Гуманистический тип – любовь, сопричастность с другим (социальной группой). Данная концепция, направленность противопоставляется двум другим концепциям, так как она характеризуется сохранением целостности и индивидуальности человека. Под активностью Фромм понимает действия, которые вносят изменения в существующую ситуацию посредством затраты сил. То есть, любая активность направлена на мотивированное достижение внешней цели. Сущность природы человека Фромм рассматривает в своем труде «Здоровое общество». Он говорит, что человека можно рассматривать не только как совокупность физиологических и анатомических явлений, но и через психические свойства, которые заключается в дихотомиях: 1-ая экзистенциальная дихотомия – дихотомия жизни и смерти - тело человека заставляет жить, а разум предвидит конец. 2-ая экзистенциальная дихотомия – дихотомия кровосмешения и укорененности – состоит в противоречии: сохранение связи со своей семьей или поиск защищенности в других группах. Фромм называет запрет на кровосмешение необходимым условием человеческого развития, рассматривая при этом не сексуальную (в отличие от Фрейда), а эмоциональную сторону проблемы. Он высказывает прекрасную мысль: «Чтобы родиться и развиваться, человек должен разорвать пуповину: 3-яя экзистенциальная дихотомия – дихотомия тождественности и стадности – противоречие между самовыражением и коллективным конформизмом. Фромм пишет, что человеку, в отличие от животного, которое не обладает самосознанием и не ощущает чувства тождественности, вырванному из природы и наделённому разумом и воображением, нужно сформировать представление о самом себе, нужно сказать и почувствовать: «Я есть Я». Степень осознания человеком себя как субъекта, осознания своих сил зависит от степени индивидуализации, то есть от того насколько человек осознает себя, самостоятелен, настолько он может принять ответственность за самого себя, полагаясь только на собственные силы. Это состояние и называется личностью. Фромм считает, что только меньшинство достигло фазы индивидуализации, в то время как большинство так и не достигло этой фазы самотождественности. Также Фромм выделяет некоторые другие дихотомии: 4-ая дихотомия – разум против иррациональности. Человек имеет сформированную определенную картину мира, которая зависит от уровня развития разума. «Разум — это способность человека мысленно постигать мир, в противоположность рассудку, представляющему собой способность манипулировать миром вещей при помощи мышления. Разум — инструмент человека для достижения истины 5-ая дихотомия – созидательность и разрушительность, которая состоит в том, что человек, как существо сотворённое, старается преодолеть это пассивное состояние. Он хочет выйти за пределы этой роли, подняться над случайностью и пассивностью своего существования, стать «творцом». 6-ая дихотомия – приобщенность и нарциссизм – выражается в том, что человек, осознавая своё одиночество и изолированность, своё бессилие и невежество, пытается найти новые связи со своими собратьями взамен прежних, регулировавшихся инстинктами. Есть несколько путей для поисков и достижения такого единения: это обретение единства с миром и любовь. Стремление преодолеть собственную ограниченность порождает у человека два типа социального действия: 1) Созидание - человек становится хозяином своей судьбы, преодолевает ограниченность, пассивность своего существования; 2) Разрушение направленно на разрушение жизни, человек стоит перед выбором: жить или не жить . Стремление преодолеть дихотомии породило несколько типов: а) социальных ориентаций в поведении (см. выше) б) социального характера. Социальный характер – это совокупность социокультурных установок (ориентаций) и норм для подражания, но тем не менее детерминируют его поведение. Социальный характер отличается от индивидуального характера тем, что социальный характер – это определенный тип, присущий определенному большинству членов одной и той же культуры; в то время как индивидуальный характер различен у людей той же самой культуры. Социальный характер выполняет 2 функции: В отношении индивида – направляет его действия и энергию во имя функционирования данного общества в соответствии с его практическими нуждами и дает ему психологическое удовлетворение от его деятельности; В отношении общества – приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как ему приходится действовать. Общество формирует такой тип социального характера, который выгоден данному обществу. Социальные характеры Фромм разделял на непродуктивные: • Рецептивный (анальный характер). Людей, относящихся к этому типу, характеризуют доверчивость, пассивность, чувствительность, сентиментальность. Весь мир кажется им источником приятных переживаний. Они хотят, чтобы их любили. Им больше нравиться быть любимыми, чем самим любить. Они не очень умеют действовать без посторонней помощи или поддержки. Обычно это идеалисты, часто витающие в облаках. Их можно легко обмануть, поэтому они очень часто попадаются на удочку разного рода мошенников и прохвостов. • Эксплуатирующий. Характеризуются сильным характером, чувством достоинства и уверенностью. Их поведение характеризуется агрессивностью. Своей активностью, настойчивостью, изобретательностью. Они добиваются своих жизненных целей. Они люди действия. И от других тоже требуют активности. Окружающая действительность и люди являются для эксплуатирующих типов средствами для достижения их целей. В эмоциональном плане они сдержаны. • Накапливающий. Это люди, которые имеет тягу к накоплению, будь то деньги или недвижимость, власть или любовь. За свое они держатся зубами, избегая рискованных поступков. Этим людям свойственен консерватизм. Они характеризуются сдержанностью, предусмотрительностью, спокойствием и терпимостью к чужим мнениям. Они надежны, не склонны к переменам, подозрительны и упрямы, живут прошлым. • Рыночный. Такая личность считает, что нужно сделать все, чтобы продать себя подороже. То есть у товара должна быть «упаковка и маркетинг». Такие люди уделяют внимание внешности, они заинтересованы в нужных людях (хотя иногда это противоречит морали, но в интересах дела моралью пренебрегают), готовы стать любящими (внешне), лишь бы добиться успеха при продаже себя потенциальным «заказчикам». Э. Фромм характеризует их как поверхностных, бестактных, безнравственных при достижении успеха, неразборчивых в средствах и одновременно открытыми, любознательными и щедрыми. Фромм считал рыночный тип характера наиболее типичным продуктом современного общества, такой тип наиболее характерен для жителей США и западноевропейских стран. Он характеризуется направленностью на внешний мир. • Воспринимающий. Люди такого типа добрые и отзывчивые, они будут радоваться больше, чем ты и смеяться сильнее. Живут жизнью других. • Некрофилический (деструктивисты в высшей степени). Люди, которые живут больше в мире фантазий, религиозных и эзотерических теорий. Все вокруг них трагично. И продуктивный социальный характер. Социальный или социофилический. Именно социофилический тип создает социальную реальность. Продуктивным типом Фромм называет здоровый тип, тип идеального психического здоровья – это есть конечная цель развития человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Продуктивной личности удается оставаться самой собой только благодаря трем составляющим. Во-первых, это творческое логическое мышление. Во-вторых, это продуктивная любовь, которая дает возможность любить все живое на земле, которая наделяет человека такими качествами, как забота обо всех живых существах и особенно о близких, ответственность, уважение и знание. И наконец, третьей составляющей является общественно полезный труд, который предоставляет человеку возможность самовыражения. Результатом всех трех составляющих является зрелая, полноценная, целостная и продуктивная личность. Основой творческого социального характера (иначе продуктивного) является установка на «бытие» и «любовь». Сущностью установки на бытие, согласно Фромму, является внутреннее слияние с природой и миром, желание максимально выявить сущность природы и вещей, не убивая живого и ничего не присваивая. Эрих Фромм противопоставляет установку на бытие установке на обладание, свойственной накопительскому и рыночному социальным характерам. Второй важнейшей основой творческого характера Эрих Фромм считает установку на любовь. Любовь для Фромма – это не садомазохистская, не нарциссическая, не симбиотическая любовь и не характерный для современного общества эгоизм вдвоём. Любовью он называет потребность творчески раскрыть личность другого человека, не нарушая его цельности и уникальности, не претендуя на разрушение чужой индивидуальности или растворение своей индивидуальности в чужом «Я». Любовь не обязательно содержит эротический компонент. Братская любовь, любовь к отцу и матери, эротическая любовь, любовь к себе, любовь к Богу, всё это ветви, проистекающие из одного корня, одно и то же чувство, одна духовная потребность, окрашенная в разные оттенки. Человек, согласно Фромму, обладает свободой выбора, свободой от инстинктов, то есть он наказан свободой выбора способов удовлетворения базовых потребностей. Если в обществе нет условий для творческого самовыражения личности и для проявления ее любви к себе, к ближнему и к обществу в целом, человек бежит от выбора. Движущей силой человеческих желаний являются социокультурные базовые потребности: Потребность в человеческих связях (в коллективизме). Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться. принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Потребность в самоутверждении, в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Потребность в привязанности. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. Потребность в самоосознании, самотождественности, индивидуальной идентичности, самовыражении. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Каждый человек должен быть способным сказать: “Я — это я”. Потребность в культурных образцах и нормах поведения, потребность в системе ориентации, нормах подражания. Людям необходимо стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Под влиянием следующих социокультурных факторов формируются эти социокультурные потребности: • Общество, его экономическая сфера, политическая, социальная и духовная сферы. • Межличностные отношения (семья, малая группа). • Процесс социализации (воспитание, труд, религия, политика). • Психические свойства индивида. Гуманистический психоанализ основывался на ряде положений: • ключевая проблема психики – особая связь человека с внешним миром; • миф об Эдипе следует понимать как символ не кровосмесительной любви между матерью и сыном, а протест сына, восставшего против отца в патриархальном обществе; • сексуальные влечения – не причина, а следствие психологического симбиоза ребенка с матерью; • инстинкт жизни представляет собой первичную потенциальность в человеке, в то время как инстинкт смерти – вторичная потенциальность, относящаяся к психопатологии; • наряду с индивидуальным характером следует учитывать «социальный характер» как совокупность черт, свойственных большинству членов данной социальной группы и возникающих в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Методология Фромма основывается на поведении человека, определяемом социокультурными потребностями, формируемыми под влиянием общества (экономические основы, семья).  


13.01.2016; 19:00
хиты: 58
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь