пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

общественная мысль и общественное движение в россии в 20-50е года 19в

21. Общ-я мысль и общ-едвиж. В Р в 20-е – 50-е

В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение. Русское общество сплотила отечественная война 1812 г., вызвала подъем национального самосознания, привела к развитию общественного движения и общественной мысли, в том числе оппозиционной. Декабристы называли себя «детьми 1812 года».

Широкие крестьянские массы надеялись на отмену крепостного права как вознаграждение за участие народа в войне. Да и многие надеялись на изменения, т.к. увиденное за рубежом резко контрастировало с российской действительностью. Царский режим же после победы не пошел ни на какие реформы, вызвав тем самым разочарование в обществе. Скрытое брожение в среде прогрессивного офицерства вылилось в создание в 1816 г. первой тайной организации – Союза спасения, куда входили Муравьевы, Пестель, Трубецкой, Муравьев-Апостол и другие. Просуществовав до 1818 г, организация была самораспущена и организовано новое тайное общество – Союз благоденствия, более многочисленное. Обе группы имели целью ликвидацию крепостничества и самодержавия, однако члены Союза осознавали необходимость подготовки изменений и просвещения общества. В 1820 г. организация распалась на Северное и Южное общество. В Южном программный документ – «Русская правда» (Пестель), имевшая радикальный характер (наделение крестьян землей, создание Народного Вече и Державной Думы); в Северном – «Конституция» (Муравьев), более умеренная (без наделения крестьян землей, сохранение исполнительной власти у монарха, федеративное устройство). Оба проекта предусматривали наделение граждан правами и свободами

Воспользовавшись династическим кризисом после смерти Александра I 19 ноября 1925 г., члены тайных обществ решились на выступление. 14 декабря они попытались совершить военный переворот. Однако вследствие малочисленности и нерешительности восставшие были окружены царскими войсками, а к вечеру рассеяны артиллерийским огнем. Часть сослана на каторгу в Сибирь, часть – повешены (Пестель, Рылеев). Восстание декабристов было первым открыто революционным выступлением в истории России.

После его жестокого подавления наступает некоторый спад в сфере общественной мысли. На просвещенную часть общества расправа над лидерами восстания произвела неизгладимое впечатление. Тотальный контроль, регламентация, полицейский надзор сделали на некоторое время невозможным свободное развитие оппозиционных режиму общественных движений. В это время правительство активно распространяет консервативную идеологию, основанную на триединой формуле: «самодержавие, православие, народность» (теория официальной народности Уварова). Самодержавие – важнейший устой русской жизни, православие – ее духовная основа, народность – всеобщее единство народа, его единение с царем. Эта теория стала основой русской консервативной идеологии середины-второй половины XIX века. Кстати сказать, теоретиком консерватизма был изначально Карамзин.

Огромное впечатление на общество произвело знаменитое «Философское письмо» Чаадаева. Россия рисовалась в мрачных, трагических тонах, ее будущее – застоем, а виновниками всего этого он считал самодержавие и православие. Автор письма был объявлен сумасшедшим, а журнал «Телескоп», напечатавший его, был закрыт.

В 30-40-е гг. острые споры о своеобразии исторического пути России надолго захватили круги общественности. Сформировалось два направления –западничества и славянофильства.

Западниками были Кавелин, Грановский, Боткин. Они считали, что цивилизации развиваются одинаково и что России стоит принять уже готовый опыт Западной Европы. Это подразумевало ликвидацию крепостничества, отмену сословий, свобода предпринимательства, демократизация судебной системы и развитие местного самоуправления.

Славянофилы возражали западникам. Теоретиками славянофильства были Хомяков, братья Аксаковы и др. Они считали, что Россия не отсталая, а своеобразная, непохожая на Запад. Подчеркивали дух общинности народа. Осуждали петровские реформы, ибо те нанесли удар русской самобытности. Выступали так же за отмену крепостного права, но уже за монархию. Безусловно, и западники, и славянофилы были разными ипостасями российского либерализма.Правда, славянофильский либерализм был в форме каких-то патриархально-консервативных утопий.

К середине XIX в. проявляется тяга молодежи к радикально-демократическим, а также социалистическим идеям. Важная роль в этом процессе принадлежит Герцену, блестяще образованному публицисту и философу. Разочаровавшись Европой, он увидел предрасположенность российского быта к социализму, наверное, в общине увидел. Россия зачитывалась его печатными изданиями. Это были альманах «Полярная звезда» и журнал «Колокол».

Явлением в общественной жизни 40-х стала деятельность кружков студенческой и офицерской молодежи во главе с Буташевич-Петрашевским. Они организовывали выпуск энциклопедического словаря социально-демократического содержания. В 1849 г. кружок раскрыли, деятелей отправили на каторгу.

Оппонентами режиму активно выступали и литераторы с журналистами. Это и всеизвестный критик Белинский, ратовавший за гуманизм и справедливость. Это и «Современник» Некрасова, Чернышевского, убеждавший молодежь в необходимости перехода к социализму.

Общественно-политические движения середины Х1Хз: состав и основные идейные направления

 

В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное.

Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить существующий строй и его “незыблемые основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства.

  1. Охранительное направление

Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”.

  1. Либеральное направление

Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В 1829-1831гг. он написал цикл “Философических писем”, первое из которых было опубликовано в 1836г. в журнале “Телескоп”. В нем Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Причиной того, что Россия как бы “выпала” из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Поражение декабристов показало: прежде, чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она собой представляет – каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Труды французских просветителей теряют былую популярность. Русское общество обращается к работам немецкий философов (Гегеля), которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали человечество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Грановский, Кудрявцев, Соловьев, юристы Чичерин, Кавелин, литераторы Боткин, Корш и др. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I.

Иных взглядов придерживались славянофилы – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы. По своему положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Славянофилы были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм самодержавия Николая I. Они считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, “соборности” (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Одобряли православную религию, ставящую общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Скептически оценивали реформы Петра I, но не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора.

Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции.

  1. Революционно-социалистические течения

От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”.

Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы.

Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского – чиновника министерства иностранных дел, Кирилло-Мефодиевское общество (Украина).


30.01.2016; 18:27
хиты: 83
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь