Современная философия истории — это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению своеобразия развития общества в его отличии от природы.
Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:
• направленность и смысл истории,
• критерии прогресса исторического процесса.
• методологические подходы к типологизации общества,
• критерии периодизации истории,
Проблема «направленности: философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество. Проблема «смысла истории» несколько сложнее, поскольку смысл истории можно понимать как цель истории. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации проблеме смысла и назначения истории.
В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует . Оно идет от «золотого века» к «серебряному веку» и от него - к «железному». Другая трактовка исторического процесса заложил Гераклит. Его идея «пульсации» истории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося с новой силой, фактически стала исторически первой из так называемых «теорий круговорота» . Авторами теорий круговорота были Аристотель, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. А. Сорокин, А. Тойнби и др. Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие , переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И. Кант, Гегель, К. Маркс).
Нет ничего проще, чем назвать периоды всемирной истории: древний мир, средние века, новое время, новейшее время. Отбросим новейшее время и получим классическую триаду - периодизацию, принятую уже ни один век. Шпенглер был одним из первых, кто усомнился в делении всемирной истории на три эпохи. ХХ век стал временем, когда многие философы, социологи и историки, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории. Главный критерий выделения эпох у Фихте - свобода, степень отдаленности ее от инстинктов. Немецкий философ выделял пять эпох:
1) эпоха, в которую человеческие отношения устанавливаются благодаря разумному инстинкту;
2) эпоха, в которую этот инстинкт, ставший слабее и проявляющийся лишь в немногих избранных, превращается последними в принудительный для всех внешний авторитет;
3) эпоха, в которую отвергается этот авторитет;
4) эпоха всеобщего распространения в человеческом роде разума в форме науки;
5) эпоха, в которую к науке присоединяется искусство, чтобы преобразовать жизнь сообразно с наукой. Затем наш род вступает в высшие сферы другого мира.
Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса. Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К. Марксу.
Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности:
1) племенная,
2) античная,
3) феодальная,
4) буржуазная,
5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.
Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. С его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций. Например:
1. по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация ориентирована на общество, с полным подчинением ему человека; западная — на личность, индивидуализм, приоритеты интересов отдельного человека перед интересами общества);
2. по социально-психологическим установкам человека(человек Запада не удовлетворен настоящим, ему характерно стремление улучшать его; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться, нужно следовать традициям дедов и прадедов);
3. по характеру развития социокультурной жизни(изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, устойчивы, опираются на духовные ценности прошлого).
Современная философская мысль пошла в сторону укрупнения выделяемых этапов. Так, наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда выделяют:
1) традиционное общество (докапиталистическое),
2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII-XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное общество, начиная с середины XIX века),
3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).
Проблема субъекта и движущих сил истории.
В истории реально происходит только то, что проходит через человеческие действия или вступает с ними в определенную связь. Поэтому, рассматривая проблему субъекта истории, мы должны внимательно присмотреться к условиям, факторов и мотивов человеческой деятельности.
1. Природа.
Во взаимодействии с природой человек обеспечивает себе жизнь, удовлетворяет самые жизненные потребности, формирует цель дальнейшего продвижения по пути прогресса или расширения границ своих действующих возможностей. Французский философ Монтескье считал, что географическая среда, а точнее климат определяет ход истории. Слишком суровые условия и слишком благоприятные не активизируют человека, а вот умеренные дают толчок к действиям. Русский географ Л. И. Мечников обращал внимание на то, что в истории постепенно выходят на первый план сначала речные, затем — морские, а потом океанические цивилизации.
2. Социальные отношения.
Если нормы общественной жизни, государственные учреждения, законы не тормозят человеческую активность, инициативу, находчивость, а тем более, если они создают благоприятные условия для последних, человеческая деятельность разворачивается, совершенствуется.
3. Культурная среда.
Человеческая деятельность может развиваться, воспроизводиться и наращиваться только в социально-культурной среде. Каждый человек, каждое поколение входит в процессы жизнедеятельности при наличии определенного состояния и уровня социальной культуры. Ее влияние в значительной мере опосредуется сознанием значения культуры, социальных традиций и достижений.
4. Менталитет.
В последние годы особенно активно сравнивают между собой стереотипы поведения человека восточных и западных цивилизационных типов, коллективистских и индивидуалистических наклонностей, рационалистов и людей чувства. Вряд ли мы можем сегодня однозначно утверждать, какие из приведенных характеристик человеческой ментальности являются образцовыми; скорее надо вести речь о необходимости широкого и активного общения между разными народами, странами и государствами, поскольку разнообразие обогащает деятельность, однообразие тормозит, консервирует.
5. Знания.
Многие философы считали развитие науки решающим в прогрессе истории (Дж. Бруно, Ф. Бэкон, И. Франко). Некоторые современные философы склонны выдвигать на первый план прогресс разума и рациональности в деле качественных сдвигов в формах человеческой деятельности.
Субъектом истории всегда была и есть человеческое лицо, ибо только лицо предстает реальным творцом всей совокупности составляющих исторического процесса. Это лицо в единстве общечеловеческих и индивидуально неповторимых выражений. Личность как субъект истории предстает сочетанием индивидуальных качеств человека и качеств и пространства социальных отношений. (Можно затронуть тему «Роль личности в истории»). Философия истории часто употребляет термин «коллективный субъект истории»: им может быть народ, нация, этнос, класс и др.