С позиций прагматизма, истина есть то, что полезно, выгодно. Но представления людей о полезности часто несовместимы. Отсюда вывод: значит существует не одна истина, их много. Иначе говоря, объективной истины не существует, это чисто произвольное представление. Платон утверждал: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет1»
1.абсолютна 2.относительная 3.объективна 4.субъективная
Понятия абсолютного и относительного в истине отражают степень точности, глубины познания, т.е. отражения действительности в нашем сознании. Абсолютная истина означает, абсолютно точное отражение действительности в нашем сознании. Это полное, исчерпывающее знание о предмете или его свойствах и отношениях, которое в будущем не может быть опровергнуто или изменено. Относительная истина – относительно точное отражение действительности. Это знание неполное, незавершенное, приблизительное, в дальнейшем подлежащее уточнению и углублению.
Под объективной истиной диалектический материализм понимает такое содержание наших знаний, которое «не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества». Для субъективного идеализма истина – это соотношение моих ощущений с моими мыслями, т.е. это соотношение также не выходит за рамки сознания.
Ложь - преднамеренное искажение субъектом истины.
Заблуждение - незнание истины.
Крнцепции истины: 1.классическая - концепция истины Аристотеля. Истина - соответствие наших знаний о предмете самому предмету. 2.прогматическая: истина - знание, которое полезно и ведет к успешному действию. 3.конвенциализм: истина - результат согласия ученых в выборе найболее целесообразной в использовании научной теории.
Критерий истины - практика.