40 – 50 гг. Х1Х в. Славянофилы (А. С. Хомяков,
К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин,) и западники
(А. Н. Герцен, П. Я. Чаадаев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский).
Славянофилы:
– критика поверхностного подражательства Западу, основа самобытности русской культуры – православие;
– упрекали Запад в отходе от подлинного христианства, в чрезмерном рационализме;
– за укрепление солидарности славянских народов, стремление к целостности, преодолению всех форм разрозненности (учение о соборности, единении в любви и вере (А.С. Хомяков);
– высшая истина дается не одному логическому мышлению, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности;
– за «эволюционный прогресс без хирургического вмешательства».
Западники:
– русская самобытность – это отсталость,
– реформы Петра – начало движения России во всемирную историю,
– Россия идёт одинаковым историческим путем с Европой, нужно заимствовать её опыт, необходимо освобождение личности и государство, обеспечивающее свободу,
– двигатель прогресса – «образованное меньшинство».
Сходство западников и славянофилов:
– «страстное чувство к русскому народу» (А. И. Герцен);
– вхождение в единый лагерь либерализма;
– выступление против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение политических свобод, ограничение самодержавной власти;
– против революции, за реформистский путь России