Ф. Ницше (1844 – 1900 гг.) – гениальный мыслитель, представитель «философии жизни», иррационалист.
Основные идеи.
1. В культуре борятся два начала: Аполлона (символизирует порядок и гармонию) и Диониса (символизирует тьму, хаос и избыток силы). Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля всегда воля к власти — это онтологическая основа сущего.
2. Вся история – проявление воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие – победить. «Падающего подтолкни!» (дай ближнему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть).
3. Человек – «недоношенное животное», главный недостаток – близость к обезьяне, главное достоинство – способность развиваться. Биологическая слабость становится источником его социальной силы. Развитие социального компенсирует недоразвитие биологического.
4. Человек – «мост между обезьяной и сверхчеловеком» Ступени движения к сверхчеловеку: «верблюд, лев, ребёнок».
5. Образ сверхчеловека («поэты, философы, святые») – это разрушитель старых нравственных ценностей и творец новых. «сверхнравственных» («по ту сторону добра и зла»). Все моральные положения – относительны. Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти.
6. Мораль должна идти не из внешних источников (религия, законы, этика), не путём принуждения, а должна быть рождена внутри человека, его собственным сознанием. Тогда она – истинна.
7. В человеке соединены тварь («материал, грязь, бессмыслица, хаос») и творец («ваятель, твёрдость молота, божественный зритель»). Христианское сострадание относится к «твари в человеке», к тому, что должно быть сломано, разорвано, обожжено, выковано, закалено, очищено, – к тому, что страдает по необходимости и должно страдать. Христианство – религия слабых – утешая, оно оставляет их слабыми. Поэтому для сверхчеловека «Бог умер – человек свободен».
8. Должен прийти новый сверхчеловек – Антихрист. Он не разрушает старые ценности (они исчерпали себя сами), а создаёт новые. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Потом придет новый сверхчеловек, и так будет до бесконечности («вечное возвращение»).