пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общее состояние украинской культуры в годы ВОВ и 55. Общая характе

ристика послевоенного периода украинской культуры: С началом Великой Отечественной войны все украинские культурные учреждения, видные представители научной, технической, творческой интеллигенции в обязательном порядке должны быть эвакуированы на восток. В столицу Башкирии Уфу была эвакуирована АН УССР, творческие союзы (писателей, композиторов, художников), Киевская опера. Институт электросварки академика Е. Патона эвакуирован на Урал, Институт черной металлургии - в Свердловск, Институт офтальмологии В. Филатова - в Ташкент подобное. Академика А. Крымского, 70-летие которого торжественно праздновали в начале 1941 г., несмотря на его преклонный возраст и болезнь, вывезли насильно, а затем бросили в тюрьму, где он и умер. Эвакуированные были высшие учебные заведения с преподавателями и студентами: Киевский и Харьковский университеты - в Казахстан, Одесский - сначала на Северный Кавказ, затем в Туркмению (Байрам-Али), Киевский и Харьковский мединститут - в Самарканд. На базе кадров Киевского мединститута создан Челябинский Медины. В эвакуации оказались писатели М. Рыльский, П. Тычина, В. Сосюра, А. Малышко, Л. Первомайский, Ю. Яновский, А. Копыленко, И. Ле и др.. По заказу их творчество ограничивалось главным образом военно-патриотической тематике (Корнийчук - "Партизаны в степях Украины", "Фронт", Кочерга - "Ярослав Мудрый", Бажан - "Даниил Галицкий"). Часть писателей отправилась на фронт Военкоры (А. Довженко, М. Бажан, А. Корнейчук, его жена В. Василевская и др.).В Сибирь и Среднюю Азию были эвакуированы 35 театров из Украины. Киевская киностудия попала в Ашхабад, Одесская - в Ташкент. В эвакуации были сняты киноленты "Александр Пархоменко" (реж.Л. Луков, 1943), "Как закалялась сталь" по Н. Островскому, "Радуга" (реж. М. Донской, по роману В. Василевской, 1944), "Непокоренные" по Б. Горбатовым (1945) и др.. А. Довженко осуществил съемки документальных фильмов "Битва за нашу Советскую Украину" и "Победа на Правобережной Украине" (1943). Признаки влияния культа личности Сталина на кино, которые сначала появлялись робко и местами, со временем получили черты императивности, неодминности, категоричности, обязательности и постоянства. Сначала Сталин не появлялся лично на экране, а только упоминался ("Разгром Юденича", 1941 г.). В 1942 г. он фигурирует не только в "Обороне Царицына" и "Александре Пархоменко", но и в фильме о легендарном вожде монгольского народа "Его зовут Сухэ Батор". Актер Чиаурели, который специализировался на изображении сталинской величия и мудрости, поражал афоризмами и окружение боготворили его. Сценарий А. Довженко "Украина в огне", который Сталин сначала воспринял одобрительно, затем подвергся разгромной критике, а автора - шельмованию. Одной из причин этого, о чем Довженко намекнули, было то, что в сценарии ничего не было сказано о решающей роли Сталина в победе над врагом. Выступая на политбюро в январе 1944 г. Сталин говорил, что в повести "ревизуется ленинизм, ревизуется политика нашей партии по основным руководящим вопросов. Киноповесть Довженко содержит грубые ошибки антиленинские характера - это откровенный выпад против политики партии ".В фильмах военных лет по указанию Сталина пропагандировалась идея быстрой и легкой победы над фашизмом. Врага показывали карикатурно, пугливым, слабым, вообще лишенным человеческих черт. Такова была картина И. Пырьева «Секретарь райкома", премьера которой состоялась на октябрьские праздники 1942 и имела большой общественный резонанс, а также фильм М. Калатозова "Непобедимые". Во время немецкой оккупации украинская культура во всех ее формах (наука, образование, литература, искусство) оказалась, собственно как и весь украинский народ, перед угрозой полного уничтожения. ВУЗы закрыты, музеи разграблены, на базе театров образовано увеселительные оккупантов с соответствующим репертуаром. Интеллигенция, которая попала под оккупацию, вынуждена перебиваться случайными заработками, чтобы выжить. Только в Одессе, которая стала центром румынской провинции Транснистрия, работал румунизований университет, театр оперы и балета, из Румынии приезжал на гастроли российский шансонье Петр Лещенко, однако об украинской культуре не могло быть и речи. Румынские идеологи, в частности профессор Ясько университета Александр Болдур, доказывали, что вся территория Транснистрии заселена русифицированными румынами и задачи новой власти - вернуть его в лоно родного румынского языка и культуры. 56.

хиты: 169
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь