пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Развитие музыкального искусства в кон. XIX – в нач. XX вв.:

XIX век в истории музыки определяется выходом на мировую арену многих национальных школ, что связано с ростом национального сознания европейских народов, находившихся под властью империй. Вслед за польской и русской появляется и украинская национальная композиторская школа. Вслед за украинскими писателями и поэтами, профессиональные музыканты XIX в. стали обращаться к народной тематике, обрабатывать народные песни, которые исполнялись талантливыми любителями в сопровождении народных инструментов – кобзы, бандуры, цимбалы, скрипки, лиры и др. В начале XIX века в украинской музыке появляются первые симфонические произведения и камерно-инструментальные произведения, среди их авторов – И.М. Витковский, А.И. Галенковский, Илья и Александр Лизогуб. Деятельность любительских и открытие первых профессиональных театров (Киев – 1803, Одесса – 1810), в которых ставились музыкально-сценические произведения на национальные сюжеты, сыграли важную роль в становлении украинской оперы, первый из которых считается «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского (1863). На Западной Украине в разных жанрах хоровой и инструментальной (в том числе симфонической) музыки работали композиторы М. М. Вербицкий, И. И. Воробкевич, В. Г. Матюк (хоры и др.). Основоположной для развития национальной профессиональной музыки стала разносторонняя деятельность Н.В. Лысенко, который создал классические образцы произведений в разных жанрах (в том числе 9 опер, фортепианная и инструментальная музыка, хоровая и вокальная музыка, преимущественно на слова украинских поэтов, в том числе Т.Г. Шевченко). Он же, стал организатором музыкальной школы в Киеве (1904, с 1918 – Музыкально-драматический институт им. Лысенко). Последователями творческих принципов Лысенко стали Н.Н. Аркас, Б.В. Подгорецкий, М.М. Колачевская, В.И. Сокальский, П.И. Синица, И.И. Рачинский, К.Г. Стеценко, Н.Д. Леонтович, Д.В. Сичинский, Я.А. Лопатинский, С.Ф. Людкевич, А.И. Нижанковский и другие композиторы. П.И. Чайковский, 1840-1893 Широкое распространение получает хоровое движение, возникают хоровые общества «Торбан» (1870) и «Боян» (1891). Открываются высшие оперные театры в Киеве (1867) и Львове (1900), Высший музыкальный институт в Львове, музыкальные школы при Русском музыкальном обществе в Киеве (1868), Харькове (1883), Одессе (1897) и других городах. Интерес к украинской тематике и фольклору проявили и композиторы, которые работали за пределами Украины. Особо следует отметить творчество Петра Чайковского, происходившего из известного украинского казацкого рода «Чайка». Украинские мелодии использованы композитором в ряде произведений, в частности во «Второй симфонии» и Концерте для фортепиано с оркестром №1, ряд произведений написано на украинские сюжеты, в частности оперы «Мазепа» и «Черевички». Украинская тематика присутствует также в творчестве Ференца Листа, путешествующего по Украине в конце 1840-х – это пьесы для фортепиано «Украинская баллада» и «Думка», а также симфоническая поэма «Мазепа». В начале XX века всемирную славу получили плеяда украинских исполнителей. Это – певица Соломия Крушельницкая, О. Петрусенко, З. Гайдай, М. Литвиненко-Вольгемут, певцы М.Е. Менцинский, О.П. Мишуга, И. Паторжинский, Б. Гмыря, пианист Владимир Горовиц, хоровой дирижер А.А. Кошиц, за пределами Украины стали известны хоровые обработки М.Д. Леонтовича. 43.

хиты: 155
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь