пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Григорий Сковорода – просветитель, философ, поэт:

Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) – выдающийся философ, просветитель. Философское учение базируется на идее «трех миров» начал: макрокосма (Вселенной), микрокосма (человек) и мира символов (Библия), связывающей первые два начала. Макрокосм состоит из многочисленных миров, первоосновой его есть четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля. Микрокосм является основой философской системы Сковороды. Своего истинного проявления собственно человеческого бытия человек приобретает не с появлением телесности с ее чувственными свойствами, а лишь при условии достижения ею невидимости, глубинных внутренних духовных источников. Поэтому принцип «познай себя» проходит через все его философские произведения. Сковорода постоянно повторяет: «посмотри самого себя», «слушай себя». В духовном самопознании философ видел ключ к раскрытию тайн бытия мира и самого человека: «Если хочешь измерить небо, землю и моря – должен сначала измерить себя». Мир символов – это Библия, которая помогает человеку познать в себе Бога. Библия, по мнению философа, «есть аптека, приобретенная Божьей мудростью для лечения душевного мира, не излечимой никакими земными лекарствами». Каждый из названных миров, в свою очередь, состоит из «двух натур»: внешней (видимой) и внутренней (невидимой). Видимый мир – это мир созданный, материальный. Сковорода называет его по-разному: «материя», «стихия», «земля», «плоть». Он – лишь бледное отражение невидимого мира, который является реальным. Невидимый – это Бог, дух, вечность. Он является вечной и неизменной первоосновой всего существующего. Оба мира неотъемлемые, взаимосвязанные. Из того, что во всем сущем существует два естества – невидимое и видимое, Сковорода делает вывод о невозможности исчезновения или гибели чего-либо. Человек имеет двойственную природу, и такая его природная сущность абсолютна. В познании, постижении невидимого мира через видимый философ видел смысл человеческого существования. Сковорода создал собственную этико-моралистическую, этико-гуманистическую систему понимания человека с центральной идеей «внутреннего» человека, существом которого является Бог. Поэтому познать Бога – значит познать самого себя, служить самому себе. Философ отстаивал идеал «неравного равенства», который предусматривал для каждого человека его собственный жизненный путь. Критерием морального выбора является «родство» человека с тем или иным типом поведения. Григорий Саввич обосновал концепцию «сродного труда», важность для человека заниматься делом, которое полностью соответствует его естественным наклонностям и способностям. Только при таких условиях работа будет не только средством обеспечения материального существования человека, но и формой его духовного самоутверждения, а следовательно, и настоящего счастья. Само счастье видел философ в чистоте сердечной, в равновесии духовном, утверждая это своей собственной жизнью. Заметное место в творчестве Г. Сковороды занимают стихи социального плана. Разоблачая пороки современной ему действительности, уродливый мир эксплуататоров-крепостников, переживая трагизм существования угнетенного народа, Сковорода выступает во многих своих произведениях истинным просветителем-демократом, убежденным гуманистом. Поэт-философ превыше всего ставил свободу, считал ее высшим благом человека, страстно желал ее крепостному люду. Особенно ярко воспел он Свободу в стихах. Идея свободы в творчестве Г. Сковороды органично сочетается с антимонархическими тенденциями. Писатель достаточно откровенно высказывает свое негативное отношение к царизму, к тирании. Эти произведения насыщены общественным пафосом. Сильнее всего этот пафос показался в 10-й песни «Сада божественных песней» – «Всякому городу нрав и права…», что справедливо считается классическим образцом социальной сатиры в древней украинской литературе. Средствами въедливого смеха, воинствующего сарказма писатель клеймит здесь социальные отношения на Украине во второй половине XVIII века, высмеивает представителей разных господствующих сословий. Сатирическое острие песни направлено против помещиков и казацкой старшины, стремящихся захватить как можно больше чужих земель, против зажравшихся купцов-ростовщиков, которые грабят человека труда, против панской распущенности, против пьянства и др. Поднимает поэт в песне и такие злободневные на то время вопросы, как несправедливое судопроизводство, схоластичность образования. В ряде других произведений из сборника «Сад божественных песен» Г. Сковорода гневно осуждает и паразитическое существование духовных феодалов, лицемерие служителей культа. 35.

хиты: 152
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь