Соц. философия предполагает рассмотрение общества в динамике, в процессе изменения и развития, т.е. в историческом плане. Жизнь общества, развернутая во времени и социальном пространстве, представляет собой исторический процесс.
Сложный, разнообразный и неповторимый исторический процесс складывается из действий людей. История творилась, творится и будет твориться людьми в процессе их жизнедеятельности. Деятельность людей есть сама общественная жизнь. Все, что происходит в обществе, прямо или косвенно связано с деят-ю человека. Чел-я деят-ть выступает своеобразным центром, вокруг к -го и в связи с к-ым складывается, функционирует и развивается общество.
Массы и личность. Историю движут народные массы. Признание определяющей роли народных масс не означает отрицания или принижения роли личности (Л) в истории. Именно конкретные Л, находясь во главе различных соц-х общностей, ответственны за принятие управленческих решений. Высшая степень проявления роли Л в решении социальных проблем находит выражение в признании этой Л как великой или выдающейся.
Истоки роли личности в истории – в ее общественной природе, в неразрывной связи Л с соц-ми общностями, соц-ми отношениями. Появление выдающихся Л вызывается определенными историческими условиями и историческими потребностями: необходимость коренных, масштабных соц-х перемен. Для появления выдающихся Л великие дела – поле деят-ти великих людей.
Признание общественной обусловленности выдающихся личностей не означает отрицания собственно личностного компонента. Историческая Л, ее роль складываются как из соц-х условий, общественных потребностей, с одной стороны, так и из индивидуальных, неповторимых качеств конкретной Л, с другой. Именно индивидуальные особенности того или иного человека выходят на первый план при попытке объяснить, почему именно этот человек стал великим. Кроме того, в силу своеобразия своей индивидуальности историческая Л не просто выражает определенные общественные интересы, но сама как неповторимая индивидуальность накладывает свой отпечаток на ход истории. Соединяя общественно необходимое с индивидуально неповторимым и случайным, деятельность индивидов является важной, относительно самостоятельной составляющей исторического процесса.
Социальная необходимость и свобода человека. Социальная необходимость – это хар-ка определенного, упорядоченного состояния и развития общества, зависящая от сов-сти природных и соц-х условий. Соц-ю необходимость можно охар-ть как проявление в жизни общества действия объективных социальных тенденций.
Свобода человека – это свобода от животного, природного состояния и в собственно человеческом, соц-м измерении. Границы соц-й свободы изменчивы, и развитие трудовой деятельности общества обусловливает меру свободы общества по отношению к природе и меру свободы людей внутри самого общества.
Свобода – это исторически возникшее и развивающееся соц-е качество человека, харак-ее его относительную самостоятельность от внешних и внутренних условий своего существования. Истоки свободы коренятся в определенных связях между людьми. Свобода в этом смысле – не индивидуальное свойство человека, а характеристика его соц-го состояния. При этом свобода не абсолютна, не безгранична и не абстрактна, а всегда относительна, ограничена и конкретна.
История является результатом деятельности людей, руководствующихся своими собственными интересами и целями. Соотношение между сознательной деятельностью людей и обстоятельствами, в которых они действуют, характеризуют категории "объективные условия" и "субъективный фактор", "необходимость" и "свобода".
Субъективный фактор – это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей. Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда опираются на отчетливое понимание основных тенденций развития общества.
П-е объективных условий - совокупность обстоятельств, не зависящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. П-е отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей. Объективные условия не сводятся к материальным факторам. Одни их компоненты выступают как материальные факторы, другие – как идеальные, третьи – как идеологические отношения.
Объективный и субъективный факторы – необходимые стороны исторического процесса, находящиеся в тесном взаимодействии. Объективные факторы определяют направление и результаты деятельности субъективного фактора. Субъективный фактор обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.
Необходимость означает объективную обусловленность человеческой деятельности. Объективные условия детерминируют эту деятельность и носят характер всеобщности и закономерности, т.к. соц-е тенденции действуют во всех сферах жизни общества. Во всех этих сферах проявляется историческая необходимость: необходимость развития экономики, науки, культуры и т.д.
Совместима ли свобода с необходимостью? Сторонники фатализма = отрицательно, утверждют, что в мире существует только необходимость, которая с неизбежностью определяет поведение людей. При этом необходимость может выступать как сверхъестественная и божественная воля или как изначальный социальный порядок, как естественное устройство мира с господством природной необходимости.
Люди обладают известной свободой выбора и несут ответственность за результаты этого выбора. Они более или менее свободны также в выборе средств достижения цели. Реализуя на практике требования объективных условий, люди тем самым прокладывают путь к свободе. Мера свободы, которой в каждую историческую эпоху располагают они, зависит в конечном счете от уровня развития производства, соц-х отношений, пол-го строя общества, культурного менталитета, традиций, национальных особенностей и других факторов.
МОЖНО БЕЗ ЭТОГО:
Вопрос о том, для чего живет человек, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.
Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни - единый и общий - для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - надежды каждой данной эпохи.
Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека и других особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:
1. Гедонизм - жить, значит наслаждаться;
2. Аскетизм - жизнь - это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;
3. Этика долга - жизнь - это самопожертвование ради высоких идеалов;
4. Утилитаризм - жить - значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;
5. Эвдемонизм - жизнь - понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека;
6. Прагматизм - цель оправдывает любые средства ее достижения.
Осознание человеком смысла жизни зависит от того, насколько он способен различать подлинные и ложные ценности, сознает бесплодность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни лишь для самого себя. Поэтому многие считают, что человек поступает правильно тогда, когда стремление добиться личных успехов идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе деятельности на общее благо. Наиболее глубокий смысл жизни человека в том, чтобы всесторонне развивать свои способности посредством творческой деятельности. Именно такая деятельность получает признание со стороны общества, коллектива и в то же время приносит глубокое личное удовлетворение.