пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Мировоззрение и его исторические типы:
» Мировоззрение и его истор типы
I семестр:
» Предмет и специфика философ знания
» Структура философии
» Место и роль философии в культуре.
» . Философия Древнего Китая и Древней Индии.
» Космоцентризм античной философии: поиски субстанции.
» Пифагор и элейская школа: проблема бытия. Атомизм Демокрита.
» . Софисты и Сократ: поиски истины. Ученики Сократа о смысле жизни человека.
» Мир, общество и человек по Платону.
» Вклад Аристотеля в развитие античной философии.
» 11. Позднеантичный идеал мудреца: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.
» 12. Теоцентризм средневековой философии.
» 13. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм.
» 14. Научная революция XVII века: роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании научн
» 15. Философские проблемы эпохи Просвещения.
» 16. Теория познания И. Канта.
» 17. Этические взгляды И. Канта. Категорический императив.
» 19. Философия марксизма.
» 20. Позитивизм: основные идеи и этапы развития.
» 21. «Философия жизни»: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
» 22. Психоанализ и философия неофрейдизма.
» 23. Экзистенциализм как философское течение.
» 24. Философские аспекты герменевтики.
» 25. Особенности русской философии и ее периодизация.
» 26. «Философия всеединства» В.С. Соловьева.
» 27. Религиозно-экзистенциальная философия Н.А. Бердяева.
» 28. Категория бытия в философии.
» 29. Материя как объективная реальность.
» 30. Философские представления о пространстве и времени.
» 31. Понятие идеального в философии.
» 32. Основные концепции происхождения и сущности сознания.
» 33. Сущность и природа познания.
» 34. Проблема истины и ее критериев.
» 35. Научное и ненаучное знание. Специфика научного познания.
» 36. Методы и формы научного познания
» 37.Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности
» 38.Происхождение и сущность человека.
» 39.Проблема смысла человеческого бытия
» 39.ИЛИ Проблема смысла человеческого бытия.
» 40. Нравственные ценности в жизни человека.
» 41. Философия о сущности права и его соотношении с моралью.
» 44. Общество и его структура
» 45. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
» 46. Человек в историческом процессе. Личность и массы. Свобода и необходимость.
» 47. Тенденции развития техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
» 48. Глобальные проблемы современности.

31. Понятие идеального в философии.

ИДЕАЛЬНОЕ — субъективный образ объективного мира, к-рый возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из ее моментов. И. есть отражение предметного мира в формах практической и познавательной деятельности общественно развитого человека. По словам Маркса, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Очевидно, что условием возникновения н существования И. является деятельность высшей нервной системы человека, функционирование мозга. Однако одной работой мозга И. объяснить нельзя. Предметная деятельность человека начинается с выдвижения цели, т. е. мысленного образа предмета. Реализуясь в самой деятельности, эта цель воплощается в результате, в продукте труда. И. и есть цель человека, воспроизведение формы, структуры вещи вне самой вещи. Будучи моментом человеческой деятельности, И. характеризует бытие вещи через ее образ, а также через потребности, побуждения и цели человека. Здесь сама вещь — объект труда — предстает еще как становящееся, реализующееся в деятельности человека. И. как деятельная способность, как мысленный образ реального продукта труда мимолетно; оно тут же опредмечивается, т. е. приобретает форму материального предмета или действия, символа, языкового знака и т. д.

 

Итак, И. проходит в своем развитии следующие этапы:

1) возникновение И., когда форма вещи, вовлеченной в процесс труда, выражается в целях человека, в субъективном, мыслительном образе данной вещи;

2) материализация этой идеальной формы реального предмета, т. е. воплощение ее в предметно-чувственной деятельности и в различных символических системах — языке, искусстве и пр. И. присутствует не в результатах труда, а лишь в деятельности человека, к-рый создает идеальный образ предмета и тут же его материализует в различного рода символах, в переделке, изменении предмета и т. д.

 

Когда деятельность угасает в продукте и воплощается в результате труда, угасает и само И. Для того чтобы его оживить, возродить, человек должен освоить продукты своей деятельности, расшифровать символы, в к-рых материализовано И. Он должен увидеть за формой слова обозначаемое им содержание, раскрыть значение символа. Тем самым предмет, к-рый аккумулирует в себе определенные достижения культуры и к-рый уже является результатом предшествующей деятельности, вновь вовлекается в процесс труда. В истории философии проблеме И. давалось различное истолкование. Среди всех концепций И. можно выделить монистические (Монизм) и дуалистические (Дуализм). К первым из них относится и идеализм, и материализм. Объективный идеализм видит в И. самостоятельную сущность, к-рая созидает весь предметный мир, является первоосновой всего сущего. Субъективный идеализм отождествляет И. с миром переживаний отдельного человека. Метафизический материализм пытался попять И. как отражение одного материального тела — предмета — в другом материальном теле — человеке. Но он не смог исследовать деятельный, активный характер И. Это обусловлено прежде всего тем, что он рассматривал человека как природное, а не как общественное существо. Поэтому И. истолковывалось как пассивное созерцание. Дуализм (Декарт и др.) исходит из признания двух начал—материального и идеального, к-рые несводимы друг к другу и существуют самостоятельно. Для диалектического материализма И.— продукт и форма активного преобразования человеком объективного мира и самого себя.

Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической философии.

 Кант, связав проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел её в анализе эстетической способностисуждения.

Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют иидеала, например естественно-природные ландшафты. Также не могут иметь идеала и предметы, имеющие свою цель «вне себя», как, например, орудия труда,инструменты и пр.

Единственным из известных нам явлений, — говорил Кант, — действующих по внутренней целесообразности,является человек как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутренняяцелесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь инстинктивно.

Для человека характерно свободное, то есть сознательно совершаемое действие в согласии суниверсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговомсовершенстве человеческого рода. Он включает в себя, таким образом, осознание того, что человек естьсамоцель собственной деятельности, и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то, будь то богили вещь в себе.

 


05.07.2016; 15:16
хиты: 118
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь