пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Мировоззрение и его исторические типы:
» Мировоззрение и его истор типы
I семестр:
» Предмет и специфика философ знания
» Структура философии
» Место и роль философии в культуре.
» . Философия Древнего Китая и Древней Индии.
» Космоцентризм античной философии: поиски субстанции.
» Пифагор и элейская школа: проблема бытия. Атомизм Демокрита.
» . Софисты и Сократ: поиски истины. Ученики Сократа о смысле жизни человека.
» Мир, общество и человек по Платону.
» Вклад Аристотеля в развитие античной философии.
» 11. Позднеантичный идеал мудреца: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.
» 12. Теоцентризм средневековой философии.
» 13. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм.
» 14. Научная революция XVII века: роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании научн
» 15. Философские проблемы эпохи Просвещения.
» 16. Теория познания И. Канта.
» 17. Этические взгляды И. Канта. Категорический императив.
» 19. Философия марксизма.
» 20. Позитивизм: основные идеи и этапы развития.
» 21. «Философия жизни»: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
» 22. Психоанализ и философия неофрейдизма.
» 23. Экзистенциализм как философское течение.
» 24. Философские аспекты герменевтики.
» 25. Особенности русской философии и ее периодизация.
» 26. «Философия всеединства» В.С. Соловьева.
» 27. Религиозно-экзистенциальная философия Н.А. Бердяева.
» 28. Категория бытия в философии.
» 29. Материя как объективная реальность.
» 30. Философские представления о пространстве и времени.
» 31. Понятие идеального в философии.
» 32. Основные концепции происхождения и сущности сознания.
» 33. Сущность и природа познания.
» 34. Проблема истины и ее критериев.
» 35. Научное и ненаучное знание. Специфика научного познания.
» 36. Методы и формы научного познания
» 37.Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности
» 38.Происхождение и сущность человека.
» 39.Проблема смысла человеческого бытия
» 39.ИЛИ Проблема смысла человеческого бытия.
» 40. Нравственные ценности в жизни человека.
» 41. Философия о сущности права и его соотношении с моралью.
» 44. Общество и его структура
» 45. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
» 46. Человек в историческом процессе. Личность и массы. Свобода и необходимость.
» 47. Тенденции развития техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
» 48. Глобальные проблемы современности.

28. Категория бытия в философии

 Вопрос о бытие возник вместе с зарождением, и будет сопровождать её, пока будет существовать мыслящее человечество. Под бытием в самом широком смысле принято понимать предельно общее понятие о существовании.  Бытие-  это и материальные вещи, и все процессы ( физ., хим., геолог., соц., псих., дух.), и их свойства и связи. Антитезой бытия является ничто. Бытие и ничто не могут существовать друг без друга, т.к. их разделение подразумевает исчезновение мира( все физические тела и материи до своего существования как-бы «вытекают» из пустоты, и в момент разложения возвращаются в нее).

Основные формы бытия.

Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека.

Бытие человека:

1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;2) объективно существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

Бытие социальное:1) бытие человека;2) бытие человека в обществе.

 

Для античной философии свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах.

Парменид

Обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование.

Философы- элеаты

Воодушевленные Паменидом, приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную и властную, чем бытие определенное.

Платон

Под истинным бытием понимал «царство чистых мыслей и красоты», как нечто умопостигаемое, в отличии от мира чувственных вещей, близких к иллюзорности.

Аристотель

Бытие- живая субстанция, для которой характерно:

Каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание( принцип материальности);

Каждый объект обладает структурой, части которой связаны ( концепция активной формы).

Каждая вещь указывает на своё происхождение( принцип причинности).

Каждая вещь имеет определенное назначение( принцип цели).

Христианская эра

Соединила философию с богопознанием.

Средние века

Оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе абсолютного бытия: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме.

Новое время

Происходит обмирщение философии, а в последствии разделении философии и естественной науки. Бытие  рассматривается как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Все воспринимается как механизм, действующий сам по себе.

Для концепции бытия Н.В. характерен субстанциональный подход: субстанция ( неуничтожимый субстрат бытия) и её свойства.

Р. Декарт

Рассматривал бытие через призму рефлективного анализа сознанаия: «Я мыслю, следовательно, существую» ( бытие постигается только в акте самосознания).

Г.В. Лейбниц

Выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека.

И. Кант

«бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло быть прибавлено к понятию вещи.» Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к её содержанию.

И.Г. Фихте

Подлинное бытие есть деятельность «Я», а материальное- продукт этой д-сти.

Г. Гегель

Начинает построение своей философской системы с понятия чистого бытия, т.к. оно настолько бедно и пусто, что практически неотличимо от «ничто». Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений. Гегель высказывает бытие как предикат абсолютного, находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге, или в становлении.

Таким образом, имеются три необходимых момента бытия: бытие – тезис, ничто – антитезис, становление – их синтез. В становлении бытие и ничто сняты (упразднены и сохранены). Отрицание отрицания – один из важнейших законов диалектики Гегеля, который используется при построении всей его системы.

Л. Фейербах

Опровергал учение Гегеля, выдвигая утверждение о том, что «Человек под бытием разумеет наличность, для себя-бытие, реальность, существование.

 

«Бытие и время» М. Хайдеггера. В начале «Бытия и
времени» Хайдеггер ставит вопрос: «По какому сущему должен быть
прочитан смысл бытия, какое сущее должно быть отправным пунктом для
открывания бытия? » Согласно Хайдеггеру, это сущее — человек, поскольку
именно этому сущему «свойственно то, что вместе с его бытием и через его
бытие последнее ему самому открыто. Понимание бытия само есть бытийная
определенность тут-бытия. » Понимание у Хайдеггера означает открытость
тут-бытия. Открывая книгу Хайдеггера «Бытие и Время», следует помнить, что это не о жизни, это о понятиях. Нам предлагается новое осмысление «бытия», как понятия, в рамках философии как логоса. Повседневная жизнь эксплицирована здесь лишь постольку, поскольку в ней существует понимание бытия. Отсюда, когда вы встречаете словосочетание «смысл бытия», речь идет о значении слова «бытие», а не о «смысле жизни» в бытовом словообороте.


05.07.2016; 15:14
хиты: 555
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь