пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Мировоззрение и его исторические типы:
» Мировоззрение и его истор типы
I семестр:
» Предмет и специфика философ знания
» Структура философии
» Место и роль философии в культуре.
» . Философия Древнего Китая и Древней Индии.
» Космоцентризм античной философии: поиски субстанции.
» Пифагор и элейская школа: проблема бытия. Атомизм Демокрита.
» . Софисты и Сократ: поиски истины. Ученики Сократа о смысле жизни человека.
» Мир, общество и человек по Платону.
» Вклад Аристотеля в развитие античной философии.
» 11. Позднеантичный идеал мудреца: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.
» 12. Теоцентризм средневековой философии.
» 13. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм.
» 14. Научная революция XVII века: роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании научн
» 15. Философские проблемы эпохи Просвещения.
» 16. Теория познания И. Канта.
» 17. Этические взгляды И. Канта. Категорический императив.
» 19. Философия марксизма.
» 20. Позитивизм: основные идеи и этапы развития.
» 21. «Философия жизни»: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
» 22. Психоанализ и философия неофрейдизма.
» 23. Экзистенциализм как философское течение.
» 24. Философские аспекты герменевтики.
» 25. Особенности русской философии и ее периодизация.
» 26. «Философия всеединства» В.С. Соловьева.
» 27. Религиозно-экзистенциальная философия Н.А. Бердяева.
» 28. Категория бытия в философии.
» 29. Материя как объективная реальность.
» 30. Философские представления о пространстве и времени.
» 31. Понятие идеального в философии.
» 32. Основные концепции происхождения и сущности сознания.
» 33. Сущность и природа познания.
» 34. Проблема истины и ее критериев.
» 35. Научное и ненаучное знание. Специфика научного познания.
» 36. Методы и формы научного познания
» 37.Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности
» 38.Происхождение и сущность человека.
» 39.Проблема смысла человеческого бытия
» 39.ИЛИ Проблема смысла человеческого бытия.
» 40. Нравственные ценности в жизни человека.
» 41. Философия о сущности права и его соотношении с моралью.
» 44. Общество и его структура
» 45. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
» 46. Человек в историческом процессе. Личность и массы. Свобода и необходимость.
» 47. Тенденции развития техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
» 48. Глобальные проблемы современности.

20. Позитивизм: основные идеи и этапы развития


Книги: Закон трех стадий О. Конта + Соловьев "Кризис западной философии" (против позитивистов)

 

В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли XIX в. - позитивизм (от латинского positivus — положительный). Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, что все положительное (позитивное) философское знание сводится к содержанию отдельных специальных наук и обобщению их достижений. «Наука сама себе философия» – вот центральный тезис позитивизма.
 

В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:

1) полная элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;

2) поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;

3) гносеологический феноменализм - сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки;

4) методологический эмпиризм - стремление решать судьбу теоретического знания исходя из результатов его опытной проверки;

4) дескриптивизм - сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.


Позитивизм ставил задачу «очищения» науки от метафизики. Поскольку позитивизм имеет длительную историю, в его истории принято выделять несколько периодов.

 

Позитивистскую философию первой половины XIX в. принято называть «первым позитивизмом». Крупнейшие представители этого направления — Огюст Конт (1798—1857), Джон Стюарт Милль (1806—1878), Герберт Спенсер (1820—1903).

О. Конт ввел в употребление сам термин. Книга «Дух позитивной философии». Существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир:
 

- теологическая (человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил)

- метафизическая (стремится достигнуть знания о мире через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины)

- позитивная (Конт: наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности)

 

Во второй половине XIX в. «первый позитивизм» уступает место новой исторической форме позитивизма — эмпириокритицизму или махизму. Наиболее известны его представители — Эрнст Мах (1838—1916), Ричард Авенариус (1843—1896).

 

Философы, представляющие это течение в позитивизме, стремятся «очистить» естественнонаучное знание от «остатков» умозрительных размышлений, усилить гносеологический феноменализм и методологический эмпиризм. С их точки зрения, философия должна превратиться в деятельность, анализирующую особенности познания. «Единственно существующим» признавался лишь опыт как совокупность всего «непосредственно наблюдаемого». Влияние открытий Эйнштейна и Планка.

 

Третий этап в развитии позитивизма — неопозитивизм начинается с 20-х гг. XX в. Неопозитивизм сосредотачивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.

Исторически первый и основной вариант неопозитивистской философии — логический позитивизм, или логический эмпиризм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.). По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Одна из важных задач — отделить предложения, которые имеют смысл, от тех, которые лишены его с научной точки зрения, и таким образом очистить науку от бессмысленных предложений. Чтобы выяснить, имеет ли предложение смысл, необходим специальный метод — верификация.  Неопозитивизм требует, чтобы предложение было верифицируемо ( т е доказуемо) в принципе, т. е. чтобы переживания, которые потвердают, или были налицо, или могли быть получены. Вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован, верифицирован в опыте, позитивизм называет «псевдовопросом».


05.07.2016; 15:08
хиты: 100
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь