Характерные черты:
- вера в безграничные возможности разума и в здравый смысл, причем в самом широком значении: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей, «свету разума» доступны все аспекты бытия. (Познав, например, природу человека, можно её усовершенствовать разумным воспитанием и образованием, а если к этому добавить рациональное переустройство общества, то перед человечеством раскроются невиданные ранее перспективы). Просветители культивировали не просто разум, а разум научный.
- рационализм - трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют вторичное значение. Для рационализма характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. А разум рассматривается в качестве источника всей субъективной деятельности человека. Человек согласно по своей сущности, по своей «природе» является разумным существом. Разум как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Однако, общая позиция представителей разных философских школ, течений и направлений эпохи Просвещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных проблем теории познания. Поэтому при анализе методологии рационализма необходимо брать во внимание на различия учений. Весь рационализм при построении философской теории исходит из установки о подобии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности. На основе этой установки характеристика субъективной деятельности человека и, прежде всего, человеческая сознательности (рациональность, целесообразность), были взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропорядка. Мир предстает в рационалистических системах законосообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся.
- Источником всех знаний материалисты эпох Просвещения (материалистики) считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы. Без ощущений и чувств ничто не доступно нашему познанию.
- Главным органом познания действительности – человеческий мозг.
- развитие науки стимулирует решение экономических, политических и социальных проблем. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных достижений.
- Представление о природе у просветителей носило механистический характер ( состояние науки в тот период и не могло дать иных результатов). Отказ от метафизики привёл к тому, что в основе биологической жизни мыслители и учёные того времени видели физические процессы, которые понимали как механическое движение. Мышление через физиологию также низводили до механики.
-Следствием механистического понимания природы был механистический детерминизм - представление, согласно которому все процессы в мире жестко предопределяются их физическими (точнее говоря, механистическими) причинами. Данная точка зрения имеет существенный недостаток: она исключает случайность и ведёт к фатализму. Свобода человека исчезает. Ограниченность этой теории понимали уже в то время. Наиболее яркий пример механицизма – взгляды французского философа Ламетри (1709-1751) в работе «Человек-машина». В этой работе он доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.
- Одной из главных задач эпохи Просвещения была задача воспитания гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений. Именно поэтому просветители уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования, создавали различные педагогические концепции.
- Антропология Просвещения базировалась на аксиоме: человек по своей природе добр. Все люди равны от рождения и наделены одинаковыми правами. К естественным правам человека Джон Локк отнёс: право на равенство, свободу, собственность и право на их защиту.
-В области социальной философии была разработана теория общественного договора: люди добровольно отказываются от абсолютной свободы и подчиняют себя политической власти. Её задача - обеспечивать человеку сохранение и реализацию его основных прав. Чтобы политическая власть, т. Е. государство, не злоупотребляла своими полномочиями, они должны быть разделены и ограничены. Гражданское общество предполагает три независимые ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Эта концепция правового государства позже была воплощена в Европе и в Америке.
- В Английской философии идеи этой эпохи нашли наиболее яркое выражение в творчестве Дж. Локка. Дж. Толанда и др., во Франции – в работах Ф. Вольтера, Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха. В Германии – в произведениях Г. Лессинга, И. Гердера, молодого Канта и Г. Фихте.