Основные проблемы(универсалии, знание и вера) Средние века эта эпоха охватывает 12 веков – более тысячи лет. Средневековая философия не просто тесно связана с античной, она является ее непосредственным продолжением на протяжении многих веков. Одновременно она была теснейшим образом связана со Священным Писанием и позднее оказывается в подчинении у теологии (богословии), учении о Боге, рассказывающем и объясняющем его деяния.
Философия средневековья - это засилье религии и теологии. Средневековый человек был крайне религиозен. Для него непреложной истиной было существование мира божественного и противоположного ему, населенного духами, бесами и прочей нечистью. Никто не ставил под сомнение существование Рая или Ада. Поэтому главной чертой средневековья был теоцентризм. Theos в переводе с греческого — Бог. Эта концепция ставила божественное начало во главу всего. Для философов средневековья Бог – это основа и первопричина всего. Все учения той эпохи, так или иначе, были связаны с ним. Средневековая философия основывалась на нескольких принципах: креационизм, теоцентризм, монотеизм и провиденциализм. Креациони́зм теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. теоцентризм философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Монотеизм религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. Основные философские учения и концепции средневековья:
1. Схоластика – Термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.
Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего
Формулой схоластики было изречение философа XI века Ансельма Кентерберийского: «Верую, чтобы понимать». В схоластике философии отводится вторичная роль, она должна служить подспорьем религиозной веры, помогать ей в противном случае она вообще отбрасывается, теряя всякое право на существование.
Одной из проблем средневековой философии было решение вопроса об универсалиях. Этот термин обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Так, например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение» и другие. Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие понятия реально, сами по ce6e? Средневековые философы стали называться реалистами, так как считали универсалии реально существующими объектами, а их позиция получила название реализма. Противоположная точка зрения стала называться номинализмом, так как ее представители полагали, что универсалии - это только имена и существуют небами по себе, но лишь в человеческом сознании в качестве понятий или терминов, а реально же существуют, считали они, единичные, конкретные, чувственно воспринимаемые нами предметы. Философией средневековья был реализм, номиналистические же взгляды появились и стали распространенными в эпоху упадка Средних веков, в рассветных сумерках Возрождения. Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и всего вообще средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. Итальянский схоласт создал религиозно-философскую систему, в которой нашли место и были осмыслены все существующие тогда реалии и которая на долгое время стала глобальным объяснением мироздания для средневекового человека. Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла в учениях Фомы своего апогея. В своей философской системе Фома Аквинский при объяснении мироздания во многом использовал учение Аристотеля о форме и материи. Все нас окружающее - это единство материи и формы
2. Патристика – богословская дисциплина, предметом которой является изучение богословских воззрений Отцов Церкви.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. В широком смысле патристика – это доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурной конвергенции сходятся в одном: религиозный элемент в патристике заметно превалирует над рационально-рефлексивным.
Мы говорим о времени постоянно, мы измеряем его, мы знаем, что существует время прошлое, настоящее и будущее. Прошлое время – это то, что уже прошло, а будущее – это то, что еще не наступило. Но то, что прошло, уже не существует, рассуждает Августин, а то, что в будущем – еще не существует. Реально только то, что существует в настоящем. Настоящее же мы измерить не можем, потому что оно не имеет длительности. Настоящее – это неуловимая грань между будущим и прошлым.
1) Время сотворено Богом.
2) Бог пребывает в вечности, которая есть отсутствие времени.
3) Прошедшего и будущего, как таковых, не существует, а настоящее не имеет длительности.
4) Три времени существуют только в нашей душе: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание
5) Измеряем время мы также только в нашей душе.
В трудах бл. Августина было показано, что движущей пружиной исторического процесса является Божественная воля: история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего.
3. Мистика – в общепринятом смысле – это вера в существование мира сверхъестественных сил. Также это особый род философской познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА: Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
Символ веры – не молитва. Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.