пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

12) Контекстно-вариативное членение текста.

Существенная черта художественного текста – отражения в нем множественности точек зрения, что, собственно, соответствует множественности позиций, голосов, точек зрения в самой жизни. Ведь в действительности самые разные точки зрения сосуществуют, при этом происходит их наложение, совпадение, пересечение, отталкивание или притяжение. 

М.Н. Бахтин выделил следующие композиционно-стилистические единства:

1. Прямое авторское литературно-художественное повествование

2. Стилизация различных форм устного бытового повествования (сказ)

3. Актуализация различных форм полулитературного (письменного) бытового повествования (письма, дневники)

4. Разные формы литературной, но внехудожественной авторской речи (моральные, философские, научные рассуждения)

5. Стилистически индивидуализированные речи героев

Существует две важные составляющие в тексте: точка зрения автора и точка зрения персонажа, которые формируют две базовые композиционно-речевые формы изложения –авторская речь и речь персонажа (чужая речь). Расположенные линейно, горизонтально по всему тексту, высказывания автора и персонажа составляют речевые партии, выражающие определенные мироощущение, позицию. Вертикальные контексты, представляют собой различные партии, пронизывают горизонтальную структуру текста и отражают множественность точек зрения. Они предстают в тексте в различных композиционно-речевых формах.

Таким образом, контекстно-вариативное членение текста в первую очередь разграничивают в нем 2 речевых потока: речь автора и речь персонажа.

Авторская речь имеет классические композиционно-речевые формы: описание, повествование, рассуждение, которые часто определяются  как логические и речевые текстовые универсалии.

Чужая речь в художественном тексте –основной конструктивный компонент структуры образа персонажа. Формы речевого воплощения персонажей многообразны, а выбор их обусловлен как субъективно-творческим замыслом автора, так и объективно-характера самого персонажа.

Выбор центральных персонажей, их расстановка, создание их речевых партий - один из самых важных моментов порождения литературного произведения.

 

 


21.06.2016; 13:31
хиты: 99
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
синтаксис
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь