пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Теория вежливости

Одной из наиболее популярных теорий, развиваемых в рамках лингвопрагматики, является так называемая теория вежливости (Politeness Theory). Эта теория базируется на понятиях «личность» и «идентичность», которые были рассмотрены ранее в этой теме. Одно из ее ключевых понятий — face2 , или публичный образ Я. Термин «face» происходит из английского выражения to save face — спасти репутацию, буквально «сохранить лицо». Теория рассматривает как понятие face, или публичного Я, так и меха- низмы его «сохранения», «поддержания». Face создается и поддер- живается в процессе социального взаимодействия. 2  Термин введен И. Гофманом, рассматривавшим социальное взаимодейст- вие как ритуальное действие, одним из элементов которого является своего рода маска — тот образ себя, который создан в ходе взаимодействия, который человек стремится сохранить и поддержать, с которым у него устанавливается определен- ная эмоциональная связь. 50 В теории Браун и Левинсона вежливость определяется как выражение намерения говорящего уменьшить опасность, кото- рому подвергается публичное Я (face) его самого и его собесед- ников в процессе коммуникации. Быть вежливым, таким образом, означает «сохранять лицо» собеседника. Согласно этой теории, face имеет два аспекта: • Негативный образ (negative face) — подразумевает стремле- ние к свободе действий, желание оставаться самим собой, не связывать себя обязательствами и избегать давления со стороны других. • Позитивный образ (positive face) — предполагает стремле- ние к признанию, одобрению своих действий, сотрудниче- ству с другими людьми. В процессе коммуникации оба аспекта face постоянно подвер- гаются угрозам и нуждаются в «поддержании» (т. е., грубо говоря, защите). При этом каждый коммуникант, согласно теории вежли- вости, стремится защитить как свое публичное Я, так и face собе- седника. В ходе дальнейшего развития теории было замечено, что представители индивидуалистских культур (американской, немец- кой, британской) более склонны к «защите» собственного публич- ного Я, тогда как представители коллективистских культур чаще прибегают к ритуалам «поддержания» публичного образа собесед- ника либо к стратегиям, позволяющим защитить face обоих ком- муникантов. При этом в случае угрозы конфликта представитель индивидуалистской культуры скорее проявит агрессию и пойдет на конфликт (защищая, очевидно, свой негативный образ), тогда как представитель коллективистской культуры, для которого важен публичный образ своего собеседника, вероятнее всего будет избе- гать конфликта всеми возможными способами. Некоторые речевые акты очевидным образом представляют опасность для публичного образа Я коммуникантов (face-threatening acts — FTA). Такие речевые акты могут представлять угрозу как для говорящего, так и для слушающего; как для позитив- ного, так и для негативного образа одного из коммуникантов. 51 Существуют различные типы FTA, использование каждого из которых в коммуникации имеет свои преимущества и недостатки. Согласно теории вежливости, публичное Я (face) защищают с помощью тех или иных коммуникативных стратегий. В данной теории различают 4 основные стратегии вежливости: 1. Осуществление прямого речевого акта3 . Эта стратегия позволяет избежать недопонимания, связанного с неверным истол- кованием высказывания адресанта (если, конечно, слушающий распознает его стратегию). 2. Стратегия, которая предполагает преимущественное исполь- зование приемов («ритуалов») позитивной вежливости. Позитив- ная вежливость призвана поддержать positive face слушающего. Она заключается в том, чтобы установить и поддержать контакт с партнером по коммуникации, в демонстрации расположения говорящего к адресату и направлена на сближение коммуникантов, на их объединение. 3. Стратегия, которая предполагает преимущественное исполь- зование приемов («ритуалов») негативной вежливости. Негатив- ная вежливость — это то, что мы привыкли называть собственно вежливостью. Она направлена на поддержание negative face слу- шающего и состоит в политике избегания, в заверении, что гово- рящий признает и уважает потребности адресата и не будет (разве что минимально) стеснять свободу его действий. Для негативной вежливости характерны формальность и сдержанность; ее типич- ные речевые акты — извинения, с языковым и паралингвистиче- ским выражением почтения. Эта стратегия позволяет говорящему выдерживать дистанцию со слушающим, благодаря чему умень- шается угроза для публичного образа коммуникантов. 4. Осуществление косвенного речевого акта. Заявлением: «Ой, у меня нет с собой наличных, забыл снять деньги» — можно намекнуть на то, чтобы слушающий одолжил денег, но при этом прямо просьба не формулируется, и поэтому поймать говорящего на слове нельзя. Намерение говорящего выражается (одновременно 3  Подробнее о понятии речевого акта см. в главе 5. 52 маркируется и скрывается) метафорой, иронией, риторическими вопросами, недосказанными фразами, тавтологиями, всякого рода намеками. Осуществление косвенного речевого акта (РА) позволяет говорящему избежать ответственности за потенциальную интер- претацию своего высказывания как оскорбительного. Косвенные РА могут иметь двоякую трактовку, что может быть удобно как для говорящего, так и для слушающего: фразу «Здесь холодно» можно понимать и как тактичную просьбу закрыть окно, и как простую констатацию факта. Слушающий сам выбирает, как интерпретиро- вать этот РА, в первом случае он к тому же может воспользоваться ситуацией и «оказать услугу» говорящему — закрыть окно (что может положительно сказаться на его публичном Я, его face). Гово- рящий при этом избегает РА-приказа (Закрой окно!), который бы представлял угрозу для его положительного образа и негативного образа слушающего.


18.06.2017; 20:22
хиты: 76
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
анализ дискурса
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь