пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

.Процесс демократизации в древнерусской литературе. Его составляющие.

 

Непрерывность литературного процесса, тем более – древнерусского, охватывающе-го XI – XVII века, обеспечивается влиянием целого ряда различных факторов. Одни фак-торы носят временной характер, связанный с реалиями конкретной исторической эпохи. Другие оказывают длительное воздействие.

Академик Д.С. Лихачев считал, что к факторам второго рода относится процесс де-мократизации как процесс сближения русской книжности с реальной жизнью, её потреб-ностями.

Процессу демократизации, по мнению того же Д.С. Лихачева, сопутствуют так называемые три «прорыва литературы к массовости». Первый – использование в качестве писчего материала бумаги вместо пергамента. Второй – «выход» произведений художе-ственного слова на печатный станок. (Первым русским «печатным» автором стал в конце XVII века придворный поэт Симеон Полоцкий.) Третий прорыв связан с появлением пе-риодической печати. Он произошёл в начале XVIII века (выход в 1702 году первого но-мера газеты «Ведомости»). Если принять периодизацию ДРЛ Д.С. Лихачёва и его науч-ной школы, то и этот прорыв хронологически относится к древнерусскому периоду. По-казателем тенденции к массовости русской книжности в допечатный период является по-степенный переход с устава на полуустав, а в XVII веке – на скоропись. 

Содержание процесса демократизации конкретизируется за счёт характеристики его составляющих.

1. Секуляризация литературного процесса. Применительно к литературе секуляри-зация (от лат. светский)  означает освобождение от влияния церкви. Секуляризация стала возможна, начиная с конца XVI века, когда события Смуты подорвали традиционные устои русской жизни, закрепленные в «Домострое» (середина XVI века), когда усилилось западноевропейское влияние. В XVII веке процесс секуляризации нарастал и стал одной из главных причин кризиса и быстрого разрушения системы ДРЛ. 

2. Проникновение в литературу быта. К концу XVI века перестает действовать од-на из принципиальных установок начальной стадии древнерусского литературного про-цесса, связанная с принципиальным отказам от изображения быта. В XVII веке одним из наиболее распространенных жанров становится жанр бытовой повести.

3. Демократизация героя. В этом процессе можно выделить два направления. Пер-вое. От героя-знатного лица (князя, боярина) наблюдается переход к герою – представи-телю иных сословий (купцу, бедному дворянскому сыну, крестьянину, даже человеку, утратившему сословную принадлежность – пьянице). Второе. От героя-конкретного ис-торического лица – через героя безымянного – к герою вымышленному: от Феодосия Пе-черского («Житие Феодосия Печерского»), Игоря Святославича («Слово о полку Игоре-ве»), Дмитрия Донского («Житие Дмитрия Донского») – через молодца («Повесть о Горе-Злочастии») – к Фролу Скобееву («Повесть о Флоре Скобеееве») и Савве Грудцыну («По-весть о Савве Грудцыне»).  

4. Демократизация языка. От языка книжного – к языку разговорному. (Конкретика данного вопроса рассматривается в курсе «История русского литературного языка».)

5. Демократизация писателя. Если в начале древнерусского периода русскими авто-рами были преимущественно учёные монахи и князья, то к концу периода авторами ста-новятся приказные служащие, жители посадов, представители мелкого духовенства и да-же крестьяне.

6. Демократизация читателя. Если в XI – XVI веках читателями произведений рус-ской книжности были священнослужители, князья и бояре, то в XVII веке читателями становятся купцы, служащие приказов, посадское население, образованные крестьяне.

Процесс демократизации, вне всякого сомнения, имел огромное положительное зна-чение для русской литературы. Вместе с тем необходимо указать на его негативное, даже губительное, благодаря секуляризации, влияние на традиционную православную духов-ность как основу русской национальной жизни. Критика монашества и духовенства в це-лом («Калязинская челобитная», «Служба кабаку» и др.) в конечном итоге вела к утвер-ждению инодуховных жизненных принципов и установок, выводила героя русской лите-ратуры и, соответственно, читателя, ему сочувствующего, за пределы норм христианской нравственности. Так, автор «Повести о Фроле Скобееве» несомненно симпатизирует сво-ему герою, который стремится во что бы то ни стало утвердиться в жизни через обретение богатства. Фрол Скобеев живет по принципу «или полковник, или покойник» и добива-ется своих целей за счёт хитрости, обмана, пренебрежительного отношениия к право-славным обрядам (обряд родительского благословления на брак). 

Если герой «Жития Феодосия Печерского» (XI век) в горячем стремлении принять монашеский постриг преодолевает наконец сопротивление своей властной матери, если герой «Жития Сергея Радонежского» (конец XIV – начало XV веков) вынужден на время отложить свое непреклонное желание стать монахом, то уже безымянного героя «Повести о Горе-Злочастии» (рубеже XVI – XVII веков) только жизненные невзгоды, персонифи-цированные в образе Горя-Злочастия, заставляют спрятаться от жизни за стены монасты-ря, «доводят во иноческий чин».

Разорванную связь с православной духовностью русская литература, «переболев» секуклярным, «гуманистическим», «просвещенным» XVIII столетием, вновь начнёт вос-станавливать уже в XIX веке и тем самым подготовит свой мировой взлёт, а сам XIX век по праву станет называться «золотым веком» русской литературы.

47.{Становление русского театра и драматургии.}

В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы - драмы.

 

Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Этот выдающийся государственный деятель был образованнейшим человеком своего времени и страстным пропагандистом светской литературы и искусства.

 

Падкий на всякого рода увеселения, царь Алексей Михайлович одобрил инициативу Матвеева, и весной 1672 г. началась деятельная подготовка к организации первого придворного театра.

 

Новой, доселе небывалой на Руси "потехой" царь решил отметить рождение у своей молодой жены Натальи Кирилловны ребенка (31 мая 1672 г. родился Петр). Для будущего театра в мае 1672 г. стали приспосабливать чердак дома боярина Милославского, а Матвеев начал переговоры с пастором Немецкой слободы Иоганном Готфридом Грегори, предлагая ему набрать труппу актеров и начать их обучение. 4 июня последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинить комедию, а на комедии действовать из Библии Книгу Есфирь и для того действа устроить хоромину вновь". "Комедийную хоромину" - первый театр стали спешно сооружать в подмосковной резиденции царя - селе Преображенском.

 

Из "разных чинов служилых и торговых иноземцев дети" была набрана первая труппа актеров в составе 60 мужчин. Вся работа по инсценировке библейского сюжета, режиссуре, обучению актеров ложилась на плечи Грегори, и, возможно, по его просьбе А. Матвеев поручает полковнику Николаю фон Стадену во время его поездки в Курляндию и Швецию "приговаривать" на службу московскому государю "двух человек трубачей самых добрых и ученых, двух человек, которые бы умели всякие комедии строить". Миссия Стадена успехом не увенчалась, ему удалось привезти лишь несколько музыкантов. Тогда Грегори в качестве помощников пригласил жителей Немецкой слободы Юрия Гивнера и Ягана Пальцера.

 

Грегори был не только первым режиссером, но и первым драматургом. Его перу принадлежит первая пьеса, шедшая на подмостках придворного театра,-"Артаксерксово действо". Это весьма убедительно доказано И. М. Кудрявцевым, обнаружившим считавшуюся утраченной пьесу в Вологодском архиве. Одновременно был найден текст пьесы в Лионе французским славистом А. Мазоном.

 

Все работы по организации театра велись под наблюдением Матвеева. Денег на новую "потеху" не жалели: пышно отделывалась внутри "комедийная хоромина", шились богатые костюмы для актеров, лучшие живописцы трудились над декорациями.

 

Открытие театра и первое представление состоялось 17 октября 1672 г. На спектакле присутствовал царь и ближние бояре. Царица и придворные дамы сидели в специальной ложе за решетчатыми окнами. Представление длилось десять часов, и царь высидел его с удовольствием (бояре во время спектакля стояли), а по окончании спектакля зрители направились в баню "смывать грех" своего участия в таковом "позорище".

 

Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля. В этом же году труппа актеров пополнилась 26 русскими молодыми людьми, жителями Новомещанской слободы.

 

После смерти Грегори в 1675 г. руководство труппой перешло к Юрию Гивнеру, а затем Степану Чижинскому. Однако в начале следующего 1676 г. в связи со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил существование.

 

Репертуар придворного театра. Репертуар придворного театра был довольно обширен. Первое место занимали инсценировки библейских сюжетов: "Артаксерксово действо" (по книге "Есфирь"), "Иудифь" (по одноименной библейской книге), "Жалостная комедия об Адаме и Еве" (по книге "Бытие"), "Малая прохладная комедия об Иосифе", "Комедия о Давиде с Голиафом", "Комедия о Товии Младшем". Большим успехом пользовалась пьеса на исторический сюжет о Тамерлане и Баязете - "Темир-Аксаково действо". Кроме того, в репертуаре театра была пьеса на античный мифологический сюжет: "Комедия о Бахусе с Венусом".

 

"Комедии" (термин "комедия" тогда употреблялся в значении драматического произведения, пьесы вообще) разделились по жанрам: "жалостные", или "жалобные" (с трагической развязкой), "прохладные" (доставляющие удовольствие, с благополучной развязкой) и "потешные", "радостные" (т. е. веселые комедии).

 

Особенности драматургии. Черпая сюжеты своих пьес из Библии или из истории, драматурги-режиссеры старались придать им внешнюю занимательность. Этой цели служили пышные декорации, костюмы, высокая патетика исполнения, натуралистические сценические эффекты (например, убийство с реками крови: актеру подвешивали пузырь с бычьей кровью).

 

Другой особенностью первых драматических опытов является тесное переплетение трагического и комического. Параллельно с трагическими героями действовали комические "дурацкие" персонажи, рядом с высокой патетикой давались комические фарсовые сцены.

 

Действие развивалось медленно, поскольку пьесы больше тяготели к развернутым эпическим повествованиям, нежели к сценическо-драматическим произведениям. Пьесы завершались торжеством религиозно-моральной правды над злом.

 

Героями выступали, как правило, цари, полководцы, библейские персонажи, что соответствовало общему аристократическому духу придворного театра.

 

В "комедиях" зритель явно ощущал связь изображаемого на сцене "действа" с современной ему придворной жизнью. Так, "Артаксерксово действо" прославляло мудрого, справедливого и чувствительного сердаем царя Артаксеркса и его вторую жену красавицу Есфирь. Это льстило самолюбию Алексея Михайловича, а избрание Артаксерксом новой жены напоминало его женитьбу на Наталье Кирилловне Нарышкиной.

 

Пьеса была снабжена предисловием, содержавшим прямой панегирик русскому царю и раскрывавшим основную идею: "...како гордость сокрушается и смирение венец приемлем".

 

Все эти особенности драматургии можно проследить на комедии "Иудифь". Пьеса представляет собой инсценировку библейского сюжета. В ней прославляется героический самоотверженный подвиг красавицы Иудифи, которая, обольстив своей красотой ассирийского полководца Олоферна, отрубает ему голову и тем самым спасает свой родной город Вефулию от врага.

 

Пьеса состоит из 7 актов и 29 сцен. В ней действуют 63 персонажа. Центральная героиня появляется лишь в четвертом действии. Высокая торжественная патетика архаической книжной речи характеризует героический образ Иудифи и Олоферна.

 

Рядом с трагическими героями и их высокой патетикой действуют "дурацкие" персонажи: служанка Иудифи Абра и ассирийский воин Сусаким. Они находятся во власти низменных человеческих чувств: трусости, страха за свою жизнь. Фарсовыми приемами, нарочито сниженной просторечной разговорной интонацией речи в пьесе раскрывается комизм их положения.

 

Комедия "Иудифь" также имела предисловие, в котором подчеркивался политический смысл пьесы: торжество Иудифи над ассирийцами и их полководцем Олоферном - символ грядущего торжества русского царя над своими врагами - "безбожными турками". Пьеса связана с традицией "английских комедий" и в то же время отражает вкусы и настроения русской придворной среды. Ее главные герои делятся на положительных и отрицательных, их характеры статичны. В ней отразились представления о переменчивости жизни, характерные для литературы переходной эпохи.

 

Таким образом, появление драматургии в русской литературе 70-х годов XVII в. было связано с формированием придворной культуры. Ее открытия и достижения были использованы театром начала XVIII в. Появление придворного театра способствовало развитию школьной драматургии. Связующим звеном придворной и школьной драматургии служат пьесы Симеона Полоцкого.

 

Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы был хорошо известен воспитанникам Киево-Могилянской академии, где он использовался в нравственно-воспитательных целях и служил средством борьбы с католическим влиянием. Свою пьесу "О Навуходоносоре царе" Симеон Полоцкий предназначал для придворного театра. "Комидия притчи о блуднем сыне" (1673-1678 гг.), вероятно, разыгрывалась для назидательного представления выпускниками Московской школы.

 

"Комидия притчи о блуднем сыне". Написанная на сюжет евангельской притчи, "Комидия притчи о блуднем сыне" состоит из пролога, 6 действий и эпилога. Пролог к "Комидии" - своеобразная теоретическая декларация. В ней доказывается преимущество зрительного наглядного восприятия материала перед словесным:

 

Не тако слово в памяти держится,

 

Яко же еще что делом явится.

 

Симеон Полоцкий аргументирует необходимость введения "утехи ради" зрителя веселой интермедии, чтобы серьезное содержание пьесы не надоедало.

 

Автор также ставит вопрос о высокой нравственной пользе театрального представления:

 

Велию пользу может притча дати,

 

Токмо извольте прилежно внимати.

 

Основной конфликт пьесы отражает известное нам по бытовой повести столкновение двух мировоззрений, двух типов отношений к жизни: с одной стороны, отец и старший сын, готовый "отчия воли прилежно слушати" и в "послушании живот свой кончати", с другой - "блудный", стремящийся уйти из-под родительского крова, освободиться от отцовской опеки, чтобы "весь мир посещати" и жить свободно по своей воле.

 

В пьесе конфликт разрешается торжеством отцовской морали. Промотав все свое богатство в чужих краях, "блудный" вынужден пасти свиней и, чтобы окончательно не пропасть, возвращается под родительский кров, признав свою вину.Порок наказан, и добродетель торжествует. Дидактический смысл пьесы раскрывается в эпилоге:

 

Юным се образ старейших слушати,

 

На младый разум свой не уповати;

 

Старим - да юных добре наставляют,

 

Ничто на волю младых не спущают...

 

Пьеса ярко отразила стремление молодежи к усвоению европейских форм культуры и в то же время показала, что часть молодого поколения усваивает эти новые формы весьма поверхностно, чисто внешне.

 

Симеон Полоцкий стремился поднять значение "Комидии" до уровня дидактического наглядного обобщенного примера. Персонажи пьесы лишены конкретных индивидуальных черт, даже собственных имен - это обобщенные собирательные образы: отца, старшего послушного сына и младшего непокорного - "блудного". Однако в пьесе, как отмечает А. С. Демин, Блудный сын имеет свою национальную и социальную принадлежность. Он сын родовитых родителей, действие "Комидии" происходит в России, причиной его разорения являются "злые слуги", жертвой которых становится доверчивый юноша.

 

В соответствии с условиями школьного театра количество действующих лиц в "Комидии" невелико. Действие развивается в строгой логической последовательности. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Аллегорические фигуры отсутствуют. Каждое действие заканчивается пением хора и интермедией, которая, как уже отмечалось, ставила целью развлечь зрителя, внести комическую разрядку в общий серьезный тон основного действия.

 

Интермедии, написанные самим Симеоном Полоцким, до нас не дошли, но об их характере можно судить по другим сохранившимся интермедиям. Это забавные, комические сценки преимущественно бытового содержания. В них изображаются обыкновенные люди, осмеиваются глупость, тупость, невежество, пьянство и т. п. Отражая смешные стороны повседневной жизни, интермедия служила основой для дальнейшего развития жанра собственно комедии.

 

Большую роль в развитии школьной драматургии сыграл Дмитрий Ростовский (1651-1709). Для учащихся духовных школ Ростова, Ярославля им были написаны "Рождественская драма", "Успенская драма" и "Грешник кающийся". Они отличаются стройностью композиции, сценичностью и в ряде случаев живостью диалога. Связанные с традициями украинской школьной драмы, они делают значительный шаг вперед по пути освобождения от средневековой схоластической условности.

 


10.02.2016; 10:43
хиты: 162
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь