пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общая характеристика литературы периода борьбы за национальную независимость (первая треть XIII - нач. XV вв.).

Русская литература второй половины XIII-XV в., как и в предшествующее время, развивалась в форме различных повестей, многие из которых дошли в составе летописей, житий, сказаний.Проникнутые внешне религиозным мировоззрением, литературные произведения той эпохи, однако, не могут быть отнесены целиком к церковной литературе - напротив, многие из них посвящены чисто светским, гражданским сюжетам. Литература XIII-XV вв., развиваясь на основе традиций, выработанных литературой Киевского периода, непосредственно откликалась на важнейшие события эпохи и была одним из важнейших проявлений общественного сознания своего времени. Центральными темами ее стали борьба против иноземных захватчиков и проповедь единства Русской земли, несмотря на ряд местных особенностей и отражение местных интересов, что естественно для периода феодальной раздробленности.

Особенностью средневековой литературы было то, что в основе ее произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Значительно позднее произошло возникновение обобщенного, вымышленного героя литературных произведений. Поэтому не всегда можно отделить литературное произведение той эпохи от исторической хроники.

События монголо-татарских вторжений и героической борьбы русского народа против завоевателей стали во второй половине XIII-XIV в. центральной темой литературы. В составе летописей дошло несколько повестей об отдельных событиях этой борьбы - битве на Калке, вторжении Батыя, обороне Козельска и т. д. Эти повести по своему характеру весьма близки к произведениям народного эпоса, но в то же время в их летописных редакциях заметна обработка в интересах господствующего класса, при которой особенно подчеркивается роль князей, а борьба с завоевателями изображается в плане защиты христианства от "поганых", т. е. религиозный момент как бы выступает на первый план.

Одним из значительных произведений этой темы явилась "Повесть о разорении Рязани Батыем", дошедшая до нас в составе сборника XVI в. В "Повести" содержится решительное осуждение феодальных распрей между князьями.

В еще большей степени религиозное истолкование борьбы против завоевателей проявилось в ярких, эмоциональных произведениях крупного церковного и литературного деятеля, знаменитого проповедника Серапиона, бывшего архимандрита Киево-Печерского монастыря, ставшего в 1274 г. епископом владимирским, суздальским и нижегородским. Разорение Руси монголо-татарами выглядит в поучениях Серапиона как наказание божье за грехи, но при всем этом религиозные идеи сочетаются у Серапиона с горячим патриотическим чувством. Сочинения Серапиона были преисполнены глубокой горечи за судьбы родной земли и вместе с тем уверенности в лучшем будущем ее: "гнев божий престанет... мы же в радости поживем в земле нашей". Серапион убеждал своих слушателей и читателей в том, что добиться смягчения божьего гнева можно только выполнением всех требований христианского вероучения. В этой связи Серапион обрушивался на пережитки языческих верований, прочно жившие в народе.

В литературе XIII-начала XIV в. отразилась также борьба против шведских и немецких феодалов. Этой теме посвящены дружинные повести об Александре Невском и псковском князе Довмонте, ставших любимыми героями литературных произведений.

Подъем освободительного движения против завоевателей в конце XIII - начале XIV в. и начало объединительных процессов в Северо-Восточной Руси стимулировали и новый подъем литературного творчества, непосредственно откликавшегося на эти важнейшие исторические явления.

В этот период заметно выдвинулась тверская, а затем и московская литература. Ставшая в конце XIII - начале XIV в. одним из ведущих политических центров на Руси, Тверь являлась в то время и крупным культурным центром. Значительный подъем пережило тогда тверское летописание. В Твери в 1293 и 1327 гг. произошли крупные антимонгольские выступления. Борьба против ордынцев ярко отразилась в произведениях тверской литературы, какими явились "Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повесть о Шевкале". Великий князь тверской Михаил Ярославич в 1319 г. был казнен в Opде, когда московскому князю удалось склонить хана на свою сторону в борьбе с Тверью.

Во второй половине XIV в. в истории русских земель наступил новый этап. К этому времени были уже преодолены некоторые последствия монголо-татарского вторжения, настало время нового подъема ремесла, сельского хозяйства, торговли. Значительно укрепилось экономическое и политическое положение русских земель. Объединенные московской великокняжеской властью, общерусские силы под предводительством Дмитрия Донского нанесли сокрушительное поражение монголо-татарским завоевателям в исторической битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Под главенством Москвы стало складываться единство русских земель.

Русская культура, и в частности русская литература, вступила в этот период в полосу нового подъема. Это сказалось не только в появлении многих новых произведений литературного творчества, но и в существенных изменениях его форм. Исследователи истории древнерусской литературы отмечают появление в конце XIV-XV в. нового, так называемого "экспрессивно-эмоционального" стиля литературных произведений. В этот период усилилось влияние религии на искусство. Писатели и художники конца XIV-XV в. стремились показать исключительную возвышенность психологического состояния, порождаемого религиозным вероучением, противопоставляя его земному миру со всеми его тяготами и заботами. В таком подходе к задачам художественного творчества отражался смутный, неосознанный протест против несправедливости окружающей их жизни. Господство богословия направляло этот протест в русло религиозного мировоззрения. В "чистоте" и "святости" христианского учения мыслящие люди того времени пытались воплотить не ясные для них самих идеалы высокого развития человеческого духа. Стремление к возвышенности и идеализации художественных образов усиливалось еще более в обстановке патриотического подъема, вызванного победой на Куликовом поле.

Необходимо отметить также существенное влияние, оказанное на литературу усилением культурных связей с южнославянскими странами. Распространение южнославянской литературы и деятельность приезжавших из этих стран книжников (что в немалой степени было связано с деятельностью выходца с Балкан митрополита Киприяна) внесли в русскую культуру свойственную южнославянской культуре возвышенность и эмоциональность, но при всем этом, как отмечено выше, развитие названного стиля в русской культуре было обусловлено внутренними закономерностями ее развития, находившегося в теснейшей связи с изменениями в жизни самих русских земель конца XIV-XV в.

Ведущим центром литературы в этот период окончательно стала Москва, где создавались наиболее значительные произведения. Под влиянием Куликовской битвы возник цикл произведений, прославивших великую победу русского народа над завоевателями. Ранее других из повестей этого цикла возникла, по-видимому, так называемая "летописная повесть", вошедшая в состав многих летописей. Осмысление событий Куликовской битвы здесь дано в духе религиозного мышления, конечной причиной поражения Мамая выступает "божественное провидение"; поведение рязанского князя Олега объясняется как отступление от религиозно-нравственных догм; герой Куликовской битвы - Дмитрий Донской изображен как христианский подвижник, наделенный благочестием и любовью к богу и церкви, во имя которых он и совершает свои поступки. Но вместе с тем в "летописной повести" отчетливо проступают мужественные черты великого князя-патриота, пренебрегающего личной опасностью ради общерусского дела. В уста князя вложены слова о том, что он не может отказаться от личного участия в битве: "Да како аз возглаголю: братьа моа, да потягнем вси с единого, а сам лице свое почну крыти и хоронитися назади? Не могу в том быти, но хощу якоже словом, такожде и делом напереди всех и перед всими главу свою положити за

свою братью и за вся крестьяны, да и прочьи, то видевше, примуть с усердием дерзновение"1. Изображение событий украшено многими риторическими выражениями, сравнениями ("прольяша кровь, аки дождева туча" и т. п.).

В конце XIV в. появилась так называемая "Задонщина", автором которой был "Софоний старец рязанец". "Задонщина", посвященная Куликовской битве, идейно и художественно связана со знаменитым "Словом о полку Игореве", но является не подражанием "Слову", а оригинальным и вместе с тем крупнейшим произведением древнерусской литературы. Со "Словом" "Задонщину" связывает общая идея, которая заключается в том, что "Слово" показало поражение русских князей в борьбе с нашествием вследствие разрозненности и междоусобица "Задонщина" показала победу Руси, когда было достигнуто единство под главенством Москвы. Таков основной замысел "Задонщины". Близость художественных приемов к "Слову" и временами даже Прямое его цитирование служат подчеркнутому раскрытию главной темы единства Русской земли и сопоставлению условий поражения князя Игоря Святославича и победы князя Дмитрия Донского. Организующая роль Москвы и ее прославление звучат в "Задонщине" с большой силой. Примечательно, что в "Задонщине" раскрылась одна из ведущих общественно-политических идей того времени - мысль об органической связи Московской Руси с Киевской Русью. Автор "Задонщины" видит в событиях своего времени закономерное восстановление прежней славы и могущества Русской земли, лишь временно утраченное в годину иноземных вторжений. В "Задонщине" очень заметно влияние народного эпоса с его богатырскими образами Пересвета и Осляби, песенной символикой (Москва выпускала против врагов "соколов", "кречетов", "белозерских ястребов" и т. п.).

Другая группа литературных произведений конца XIV- XV в. - жития святых. В этих произведениях наиболее выпукло проявились черты религиозной риторики, характерные для того времени.В конце XIV в. житийная литература приобрела новый характер. Произведения этого жанра стали исполняться в возвышенном, панегирическом стиле, они обильно украшены эпитетами, цветистыми оборотами и выражениями, длинными цитатами из "Священного писания". В этом духе были составлены Епифанием Премудрым "жития" Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Усиление церковной проповеди в житийной литературе неразрывно сочеталось с развитием в ней идеи о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как основной гарантии усиления Руси. Близки к житийной литературе и "похвальные слова", написанные в честь московского князя Дмитрия Донского, тверских князей Михаила Александровича и Бориса Александровича1. В этих "словах" развивалась идея сильной княжеской власти.

Во второй половине XV в. в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. "Повесть о Петре и Февронии", "Повесть о Петре, царевиче ордынском", "Повесть о Меркурии Смоленском" и другие произведения этого жанра внешне еще вполне историчны, но в действительности здесь уже происходило создание вымышленных литературных сюжетов, что означало значительный шаг вперед в развитии русского литературного творчества.


10.02.2016; 09:50
хиты: 131
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь