Время создания имя автора
Основой Киево-Печерского патерика послужили написанные в 20-х гг. XIII в. послание владимирского епископа Симона, бывшего монаха Киево-Печерской лавры, к иноку этого монастыря Поликарпу, его же повесть о истории построения Печерской Успенской церкви и послание Поликарпа к игумену монастыря Акиндину.
Поводом, положившим начало переписки было стремление Поликарпа к епископскому сану.
Симон, написал Поликарпу укоризненное послание, которое сопроводил девятью рассказами о подвигах иноков и рассказом о чудесах, связанных с историей построения церкви в монастыре. Позже к этому посланию Симона было присоединено послание Поликарпа (возможно, самим автором), в котором также приводилось одиннадцать историй из монастырской жизни. Источниками для этих рассказов послужили устные предания, монастырские записи XI в., жития основателей монастыря преподобных Антония и Феодосия.
В XIII же веке к посланиям Симона и Поликарпа было присоединено «Слово о первых черноризцах печерских» (Демьяне, Иеремии, Матвее и Исакии) из «Повести временных лет».
В 1406 г. в Твери была создана так называемая Арсеньевская редакция патерика, а в 1462 г. в самом монастыре составлена редакция, получившая название Кассиановской.
Тематика, проблематика, идейная направленность
В результате и родилось знаменитое послание. В нем автор обвиняет Поликарпа в честолюбии: «Убедился я, что ты санолюбец и славы ищешь от людей, а не от Бога». Симон считает, что Поликарп не достоин сана епископа, так как своими действиями он оскорбляет дух Киево-Печерского монастыря: «...Если бы пребывал... в монастыре неисходно, с чистой совестью, в послушании игумена и всей братии, в совершенном воздержании, то не только облекся бы в святительскую одежду, но и Вышнего Царства достоин бы был»15. Далее он внушает Поликарпу осознание святости монастыря и призывает гордиться собственной причастностью к его славной истории. Симон пишет, что готов променять всю свою власть и славу, «лишь бы колом торчать за воротами или валяться сором, попираемым людьми, в Печерском монастыре, или быть одним из убогих, просящих милостыню у ворот честной той лавры, — все это лучше было бы для меня временной сей чести. Один день пребывания в доме Божьей Матери лучше, чем тысяча лет обычной жизни, и в нем хотел бы я находиться, а не жить в селениях грешников»16. Свое назидание Симон сопроводил девятью рассказами о подвигах печерских иноков: Онисифоре, Евстратии, Никоне, Кукше и Пимене, Афанасии, князе Святоше, Еразме, Арефе, Тите и Евагрии.
Во второй части послания Симон излагает чудесное основание Печерской Успенской церкви, затем окование раки святого Феодосия, прибытие мастеров и иконописцев из Царьгра-да, чудо о Иоанне и Сергии, нахождение каменной доски для устроения святого престола и освящение церкви. По-видимому, послание Симона подействовало на Поликарпа, и он всю свою жизнь посвятил изучению жизнедеятельности монахов Киево-Печерского монастыря. Результатом этого явилось послание Поликарпа к игумену Акиндину, в котором содержится одиннадцать рассказов о печерских монахах. В дальнейшем, по всей видимости в 30-е годы XIII века, эти два послания были соединены воедино и к ним добавлено «Сказание о первых черноризцах печерских», взятое из «Повести временных лет» под 1074 годом.Это и стало первоначальным ядром Киево-Печерского патерика. В XIV веке в него было включено Житие Феодосия Печерского.
Киево-Печерский патерик был необычайно популярен не у одного поколения россиян. Он был букварем, по которому учили буквы и складывали первые слова, книгой для повседневного чтения в разных слоях населения, но главное — он бьш своеобразным нравственным путеводителем православного человека.