пользователей: 21281
предметов: 10473
вопросов: 178149
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Мотивы и образы "Слова о полку Игореве" в русском искусстве XIX - ХХ веков (литература, живопись, музыка).

Книжно-рукописная традиция изображения событий похода Игоря 1185 восходит к средневековью (см. Иллюстрации к тексту «Слова»). Обращение художников к С. стало возможным после его открытия и изд.

Н. М. Карамзин в известной записке «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств» (1802) С. еще не упоминает. Среди рекомендов. ист. сюжетов «Песнь о походе Игоря, сына Святославова, внука Ольгова» (по изд. 1806, с комм. А. С. Шишкова) названа впервые в 1807 в книге А. А. Писарева «Предметы для художников, избранные из Российской истории и из всех русских сочинений в стихах и прозе» (СПб., 1807. Ч. 2. С. 127—131). Здесь предложены три сюжета («предметы для картин»): 1) «Отважный и храбрый Игорь... вступил в землю Половецкую»; 2) «Игорь вступает в злат стремень...»; 3) «Победа над половцами...». Писарев посвятил свой труд воспитанникам АХ; однако избранные им сюжеты из С. нескоро нашли отклик. В науч. лит-ре высказывалось предположение, что картина Андрея Иванова «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею» (1812) возникла в результате знакомства автора с «Ироической песнью о походе на половцев...» (Савинов А. Н. Андрей Иванович Иванов. 1776—1848 // Рус. искусство: очерки о жизни и творчестве художников пер. пол. XIX в. М., 1954. С. 22). В последующих работах искусствоведов (В. Плотников, А. Басыров) эта картина считается напис. определенно «на сюжетный мотив С.», хотя гораздо более вероятно, что она навеяна летописным рассказом.

Только во втор. пол. XIX в. интерес к образам С. в среде художников и скульпторов принял устойчивый характер. Наиболее значительны и самостоятельны рисунки В. Г. Шварца — «Ярославна» (ГТГ, Всеросс. музей А. С. Пушкина) и «Боян» (Всеросс. музей А. С. Пушкина), 1860-е. В 1880-х «Ярославну» Шварца гравировал В. В. Матэ, это определило ее известность. В 1860 М. О. Микешин включил в первонач. список писателей и художников для барельефов памятника Тысячелетию России автора С., которого он назвал «Певец Игоря» (в дальнейшем этот персонаж был исключен). Среди графич. работ Микешина примечательны 12 игральных карт на темы рус. фольклора, где наряду с русалкой, Кащеем бессмертным, сиреной-царь-девицей представлен Боян в облике молодого мужа с гуслями.

Образы С. нашли отражение в творчестве передвижников. К сюжету «Плач Ярославны» обращались М. П. Клодт (1879, 7-я выставка) В. Г. Перов (1880, ГТГ), В. М. Васнецов (набросок, ГТГ), И. С. Горюшкин-Сорокопудов (1907, Астрахан. картинная галерея) и др. В традициях батального жанра созданы «Вещее затмение» А. Ф. Максимова (1910), «Набег половцев» К. В. Лебедева (1908, 37-я выставка). Наиболее значит. явлением остается эпич. картина Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, 8-я выставка; ГТГ). Трактовка события здесь особенно далека от академич. норм, она по своей сути народно-поэтич. (битва как пир). Это монумент. полотно с широкой панорамой рус. поля стало хрестоматийным. И. Е. Репин в письме к В. В. Стасову от 20 марта 1880 отмечал, что это «новая и глубоко поэтичная вещь, каких еще не бывало в русской школе» (И. Е. Репин и В. В. Стасов. Переписка. М.; Л., 1942. Т. 2. С. 52) В дальнейшем Васнецов обращался к образу Бояна («Боян», 1899, ГРМ) как воплощению древнерус. тризны. В рис. 1923 художник представил Бояна в виде старца с развевающейся бородой, с руками на струнах гуслей.

В 1880-е к образу Бояна обращались скульпторы В. И. Шервуд (1882) и П. А. Велионский (1889, ГРМ), наделившие своего героя чертами сканд. барда. В это же время В. Е. Маковский создал литографию «Баян» (ГРМ), а К. Е. Маковский написал картину «Князь Игорь» (местонахождение неизвестно).

Примечателен интерес к С. художников-монументалистов. В России в 1898 работал над эскизами декоративного панно на тему С. художник В. В. Беляев, автор эскизов стенописи храмов в Варшаве, Кронштадте, Петерб. «Спаса на крови». Сохранилось несколько вариантов, от карандашных до акварельных (Музей АХ): «Затмение» в декоративной рамке типа книжной заставки, с Бояном в круге; триптих «Сон Святослава», «Речь Игоря» к дружине, «Стан русских»; триптих «Затмение солнца», «Поле битвы», «Плен». В 1902 М. Алеш, чеш. ист. живописец, выполнил «Поход Игоря» (его репродукции известны даже в почтовых открытках — ср. экз. в Музее ИРЛИ). В 1909 Н. К. Рерих исполнил панно «Баян» (ГРМ) — часть Богатырского фриза для столовой дома Баженова в Петербурге. В 1920-е панно «Плач Ярославны» и «Князь Игорь» (ГРМ) написал в Париже И. Я. Билибин.

Популярности С. в значит. степени способствовала опера А. П. Бородина, первая постановка которой в Мариинском театре в Петербурге состоялась в 1890 (эскизы декораций и костюмов М. И. Бочарова, Е. П. Пономарева, И. П. Андреева и др.). В новой постановке оперы в том же театре (1909) эскизы костюмов и декораций выполнил К. А. Коровин. Для частной оперы С. И. Зимина в Москве декорации к «Князю Игорю» созданы И. А. Малютиным (1913). При заруб. постановках оперы в антрепризе С. Дягилева немало потрудился Рерих (Париж, театр Шатле, 1909; Лондон, театр Ковент-Гарден, 1914). В 1930-е эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь» в Париже выполнял Билибин. В дальнейшем, в 1933 и 1943—44 при постановке оперы в Большом Театре в Москве эскизы декораций и костюмов создавали Ф. Ф. Федоровский, а в Ленингр. Кировском Н. А. Тихонова и Н. З. Мельников (1954) и В. Н. Зачиняев (1970); в Минском — М. П. Бобышев и др. Над эскизами декораций оперы с 1961 работал И. С. Глазунов. В 1978—80 он вместе с Н. А. Виноградовой оформлял спектакли в ГДР.

Театр.-декорац. воплощение оперы Бородина «Князь Игорь» привлекало и продолжает привлекать лучшие худ. силы крупнейших оперных театров мира.

В худ. промышленности сюжеты С. нашли отражение в росписи по фарфору (вазы с росписью А. В. Воробьевского, 1939, В. А. Юсипенко, 1950), в росписи по шелку (панно 1936, Музей «Слова» в Ярославле). К юбилейным торжествам (750-летие С. в 1938, 150-летие Перв. изд и др.) при организации выставок создавались декоративные компоненты. Так, по эскизам В. А. Фаворского для выставки 1938 (Москва, Лит. музей на Моховой) было выполнено оформление, включившее текст С., напис. на 17 досках, сюжетные композиции и панно (Молок Ю. А. Четыре «Слова» Фаворского // Декоративное искусство. 1985. № 11. С. 39—45). Выполнялось худ. оформление выставок в Курске (1938), в Пскове (1949) и в др. центрах.

Особенно много работ появилось в 1984, незадолго до юбилея — 800-летия Игорева похода. Среди них офорты В. Н. Коваленко, Г. Г. Поплавского (они воспроизведены в белорус. изд. С.), автолитографии А. Г. Мезенцева, графич. сер. Н. А. Воробьева (воспроизведена в подборке открыток), гуашь Б. Е. Шаповалова и др.


11.03.2016; 23:33
хиты: 213
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь