пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Государство Русь

 

Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти и повышали роль князей и дружины, которые выполняли функции защитников племени от внешних врагов и судей. Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные  структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). В правление Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру (православие) и укреплять власть киевского князя на местах.

События 862 г., описанные в ПВЛ, легли в основу норманнской теории. Согласно ей, новгородцы обратились к соседям- варягам и их князю – конунгу Рюрику с просьбой стать во главе восточно-славянских племен.

Норманнская теория была выдвинута в 40-50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, приглашенными для работы в Российской Академии наук,  Г.Байером,  Г. Миллером и Шлёцером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена извне варягами. Они делали вывод об отсталости славян. Эта теория была подвергнута критике М.В.Ломоносовым. Исторические исследования свидетельствуют, что  процесс складывания государства у славян начался еще до призвания варягов. Сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - это реальная историческая личность. Норманнская дружина насильственными методами собирала дань и стремилась объединить славянские племенные союзы, что способствовало ускорению процесса складывания государства. Одновременно происходит объединение местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли в 882 г., свел воедино «путь из варяг в греки», чем создал экономическую базу для складывающегося государства.

Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.

Начальный этап (800-882 гг.)- образование  Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.

Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.

Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и  началом формирования «Русской правды» - правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности

Принятие христианства в Киевской Руси: причины и последствия

К X в. в связи с развитием государственности у славян возникла необходимость в модернизации религиозной системы, перехода от политеизма (многобожия) к монотеизму (однобожию).

Причинами принятия христианства стали: стремление великого князя киевского Владимира укрепить свою власть и сплотить государство; необходимость новой идеологии, которая помогла бы утвердить отношений господства-подчинения; язычество изолировало Русь от христианского мира Европы.

Согласно легенде, в 986 г., узнав о решении Владимира принять новую религию, к нему явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была не принята из-за главенства римского папы над светскими государями. Лишь проповедь представителя православной византийской церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление. После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Согласно другой легенде, Владимир крестился в Корсуне (Херсонесе) в Крыму. В 988 г. он пошел на Корсунь и начал осаду города, потребовав в жены сестру византийского императора Анну. Священники крестили Владимира, после чего выдали за него замуж Анну.

Принятие византийской веры произошло не на пустом месте. Между Русью и Византией существовали прочные культурные и экономические связи.

Христианизация Древней Руси протекала в течение 100 лет. Киев, подчиняясь авторитету княжеской власти, принял первым новую веру, а другие регионы пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания под руководством волхвов ряда племен, например вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации.

Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.

В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии - русскому православию. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские священники -  белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди, жизнь духовную, посвященную служению Богу. Монастыри стали крупными центрами. В них создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

 Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства появилась письменность и на ее основе стала развиваться культура. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись.

 Русь начала переходить от политеизма к монотеизму. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

. Внешняя политика киевских князей

Цели внешней политики Древнерусского  государства в IX-начале XII вв. состояли в расширении своих территориальных владений, распространении политического  влияния и усилении торговых связей с соседями. Стремясь покорить соседние восточнославянские племена,  киевские князья приходили в столкновение с   хазарами. Главными направлениями внешней политики киевских князей были продвижение к Дунаю, овладение торговым путём по Чёрному морю и крымским побережьем, что привело к борьбе русских князей с Византией. В 907 г. князь Олег организовал поход морем на Константинополь. Византийцы вынуждены были просить русских о заключении мира и заплатить контрибуцию. По мирному договору 911 г. Русь получила право  беспошлинной  торговли  в  Константинополе.

В княжение Игоря были предприняты два новых похода на Византию. Во время первого похода в 941 г. русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии, но в решающей битве византийцы нанесли поражение русскому флоту. Второй поход в 944 г. окончился новым мирным договором, менее выгодным для Руси, чем договор 911г.

Киевские князья предпринимали походы и в более отдалённые земли - за Кавказский  хребет,  к западному и южному побережьям Каспийского моря  (походы в 880, 909, 910, 913-914 гг.). В 913 г. русскими войсками был занят один из островов близ Баку. Во время похода в 944 г. русские овладели важным центром Закавказья городом Бердаа, но не могли здесь закрепиться.

Активная внешняя политика князя Святослава Игоревича имела своей целью выход к морю, овладение волжским путём, укрепление в устьях Дона и расширение связей с Ираном и Средней Азией. Походы войск Святослава в 60-х годах X в. закончились подчинением Волжской Булгарии, разгромом и уничтожением хазарского каганата. На Северном Кавказе были подчинены земли осетин и черкесов. Власть Руси распространилась на берега Керченского пролива, где было основано Тмутараканское княжество со столицей г. Тмутаракань, которая стала крупной торговой гаванью.

В начале X в. Византия пыталась столкнуть Русь и Болгарию. Византия стремилась ослабить Болгарию, пытаясь отвлечь внимание Руси от Херсонеса. Князь Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу в целях расширения владений Руси. В результате первого похода Святослава на Балканы в 968 г. его войска заняли ряд городов по Дунаю.

Из-за нападения печенегов на Киев войска Святослава были вынуждены вернуться из Болгарии на Русь. Во время второго похода на Балканы в 969 г. Святослав действовал в союзе с болгарами. Русско-болгарские войска, к которым присоединились венгры, вступили в Филиппополь (Пловдив), заняли Фракию, прошли Македонию. Только собрав большие силы, византийскому императору Иоанну I Цимисхию удалось взять Великую Преславу. После кровопролитной битвы у Доростола войска Святослава покинули Балканы. На обратном пути в 972 г. князь был убит печенегами. Неудача похода русских привела к тому, что Восточная Болгария попала  под власть Византии.

Князь Владимир Святославович на юге страны возвел линию укреплений по рекам Стугне, Ирпени, Трубежу и др. и реконструированы городские укрепления Киева для защиты от печенегов.

В княжение Ярослава (1019-1054 гг.) продолжалось укрепление и дальнейшее расширение границ Древнерусского государства. В Прибалтике в 1030 г. был построен г. Юрьев (Тарту). В 1031 г. были вновь присоединены Червенские города Юго-Западной Руси. Киевский князь подчинил себе Черниговскую и Тмутараканскую земли (1036 г.). В 1038-1040 гг. русские войска совершили походы в литовские земли. В 1040 г. Древнерусское государство присоединило Южную Финляндию. В 1036 г. на Киев напали печенеги. Потерпев сильное поражение от русских, они ушли за Дунай.

Борьба Руси с набегами кочевников           имела большое значение для безопасности стран Передней Азии и Европы. О международном авторитете Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Одна из дочерей Ярослава Мудрого была замужем за французским королём  Генрихом   I,   другая - за норвежским королём Гаральдом Смелым, третья - за королём венгерским Андреем (Андрашем).  Владимир Мономах по материнской линии был внуком византийского императора Константина X Мономаха. Сестра Владимира Мономаха Евпраксия-Адельгейда вышла замуж за германского императора Генриха IV, а его дочь Евфимия - за венгерского короля Коломана и т. д. Сам Владимир Мономах был женат на Гиде - дочери  английского  короля  Гарольда.

О международном значении Руси свидетельствуют широкие торговые связи. Русь торговала с Германией, Норвегией, Швецией, Венгрией, Болгарией, Чехией, Польшей, Францией, Англией, Византии  и арабскими странами.


12.01.2016; 09:03
хиты: 116
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь