Современные тенденции развития педагогики
Педагогическое знание (педагогика), как и любой феномен гуманитарного знания, неоднородно и изменчиво. Некоторые из этих изменений обладают направленностью (носят характер тенденций). К их числу относятся натурализация, технологизация, гуманизация, гуманитаризация и фундаментализация знания.
Отметим, что натурализация знания – практически неотъемлемое свойство любой системы представлений (в том числе, науки, искусства, политики, права), а ее аспектами являются:
· противопоставление познающего субъекта и познаваемого объекта (ученый изучает мир, но не наоборот);
· понятия об объектах – есть выражение их сущности, т.е. понятия представляют (репрезентируют) реальность;
· методы познания в различных науках едины, различаются лишь объекты их приложения;
· цель познания – в выявлении закономерных (устойчивых, универсальных) взаимосвязей между явлениями;
· сущность образования – в сохранении и передачи накопленных знаний поколения к поколению, как условие прогресса человечества.
Тенденция технологизации и повышения практической направленности знания ярко проявляется уже в XX веке, но ее возникновение относится ко времени промышленного переворота. Атрибутами знания-технологии являются:
· знание – есть способ достижения предвидимого результата, т.е. чего-то, имеющего значение для субъекта;
· сущность образования человека – в овладении функциями и алгоритмами, на которых основывается производство;
· ценность получаемого при применении технологии продукта должна подтверждаться рынком, т.е. он должен быть востребован;
· идеалом образования становится технологический процесс, обеспечивающий гарантированное достижение каждым учащимся социально- и производственно-значимых умений.
Гуманизация знания – процесс, в значительной мере противостоящий технологизации, сущностью которого является:
· признание прав и защита интересов человека в качестве абсолютных ценностей общества, государства и познания;
· переход от знаний-фактов – к знаниям-событиям, т.е. выявление в знании эмоционально-чувственной, коммуникативной и личностной первоосновы;
· стимулирование самоопределения и самореализации субъекта в процессе овладения новым знанием, опора на творческие, проблемные, проектные, игровые виды деятельности;
· дифференциация и индивидуализация процессов овладения знанием, учет возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей, создание равных условий для развития каждого (в том числе, лиц с особыми потребностями);
Гуманитаризация знания определяется приоритетами:
· ценность знания – в том, что оно служит путем к истине человеческого бытия, но не к достижению материальных благ;
· знание несоразмерно бытию, и поэтому различия: непонимание, незнание столь же важны, как и «позитивное» знание;
· знание и процесс его получения есть – открытие, событие, к которому нужно быть готовым, но которое нельзя предвосхитить;
· центральной для феномена гуманитаризации является категория смысла, воплощающая единство индивидуального и всеобщего, непосредственного переживания Истины;
· ключом к гуманитаризации образования является диалог, в котором все его участники признают свое ученичество в отношении к никогда непознаваемому Абсолюту.
Фундаментализация знания – осмысливается в нескольких аспектах: как противопоставление образовательной практики – массовой культуре и порожденному ей «мозаичному» представлению о мире; как преодоление технократического типа новоевропейской цивилизации и возвращение к религиозно-философскому способу понимания человека в мире; как придание знанию теоретичности и всеобщности. Средствами фундаментализации образования считаются:
· направленность образования на приобретение обобщенных знаний, мировоззренческих представлений, формирование общей культуры и развитие мышления;
· интеграция содержания отдельных предметов и дисциплин вокруг небольшого числа ключевых идей и смыслов (в первую очередь, философско-методологического и культурно-антропологического);
· выделение в содержании некоторого фундаментального ядра, вокруг которого выстраивается весь образовательный процесс;
· создание в образовании диалогической среды (пространства), стимулирование активности и самостоятельности учащегося, его творчества, коммуникации и развития.
Перечисленные тенденции действуют совместно, причем каждый элемент педагогической науки и практики представляет собой подвижное их сочетание. Настоящий курс представляет собой ориентированную на систему профессионально-педагогического образования попытку реализации перечисленных тенденций.
Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами. Основные идеи:
- человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы;
- человек больше устремлен в будущее, к самореализации;
- главный мотив - развитие созидающего начала человеческого Я;
- человек должен изучаться в его целостности;
- каждый человек уникален.
Особенности взглядов авторов гуманистической психологии состоят в следующем:
А. Маслоу. Основной источник активности человека - в стремлии к самоактуализации. Самоактуализация означает:
- понимание реальной жизни со всеми ее сложностями (без "страусиных эффектов");
- принятие себя и других («Я есть Я», «Ты есть Ты»);
- естественность поведения, самостоятельность суждений;
- доброжелательность;
- открытость опыту;
- профессиональную увлеченность любимым делом;
- нравственную разборапюсть в средствах достижения цели;
- реализацию всех своих потенциальных возможностей;
- конгруэнтность (соответствие переживания его истинному содержанию, достигаемое при преодолении внутренних защитных механизмов индивида).
Самоактуализация заложена в природе человека. Но он должен реализовать ряд потребностей, образующих иерархическую лестницу:
- физиологические потребности в пище, одежде, жилье, сексе и др. (низшие);
- потребность в безопасности (сохранение возможности удовлетворения низших потребностей, обеспечение работой, обеспечение личной безопасности и др.);
- социальные потребности (удовлетворение индивидуальных стремлений к контактам с другими людьми);
- потребность в уважении, статусе, в осознании собственного достоинства;
- потребность в самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании (высшие потребности).
Как правило, реализация более высокого уровня потребностей предполагает реализацию (включение) более низких уровней.
Препятствия для самореализации:
- ощущение «винтика», зависящего от всех и вся (феномен «выученной беспомощности»);
- стерильное разделение окружающих людей на «своих» и «чужих»;
- «самоедство», психологический критиканский «мазохизм»;
- наличие запретных для обсуждения и анализа тем, мировоззренческих позиций и т. д.
Психотерапевтическая помощь (логотерапия) требуется человеку, когда вокруг него образуется экзистенциальный вакуум:
- когда человек потерял смысл жизни;
- когда становятся непроходимыми препятствия для самореализации.
Смысл жизни постигается развитием у себя способностей любить, сопереживать.
Слабое место подхода Маслоу в некоторой биологизации нравственных качеств человека. К сожалению, люди не рожадаются абсолютно добрыми, они могут такими стать.
К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция "самость".
Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Структура Я-концепции:
- реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
- идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).
Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности. Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание. Обычно это:
- искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концепции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников);
- реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно...»).
«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться:
- открытостью к переживаниям и благоразумием;
- самоприятием и уважением к себе;
- интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой);
- творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
- насыщенностью жизни в каждый момент времени.
Психотерапия К. Роджерса - не директивная не предполагающая активного воздействия на пациента со стороны психотерапевта: никаких просьб, оценок, рекомендаций и советов. Только роль "выпрамляющего зеркала":
- слушай, поясняй его переживания, устанавливай позитивный контакт и спокойную атмосферу полного взаимного доверия;
- смотри на мир глазами пациента.
Пациенту отводится равноправная ответственность за терапевтические последствия.