Стремление большинства людей к удовлетворению своих сомнительных потребностей и пороков превратило и авторитарную, и гуманистическую этику в фикцию, не способную мотивировать человека действовать в интересах общества и сформировать необходимую для перехода к устойчивому развитию систему общественных «табу». Хорошо известно, что эффективность законов юридических, а тем более законов этических зависит не от тяжести, а от неотвратимости наказания. Императивы устойчивого развития по определению неотвратимы и основанная на них этика может быть названа императивной.
Основания императивной этики переходного периода следующие:
- При сохранении нынешней общественной морали одичание и гибель человечества неизбежны и все права и свободы каждого жителя планеты будут попраны.
- Общество должно стать рациональным и прозрачным, без криминала и понятия «тайны», руководствуясь в своих действиях объективными законами развития природы и общества.
- Все, что способствует возврату земной цивилизации к устойчивому развитию, подпадает под категорию добра, все, что ему препятствует, подпадает под категорию зла.
- Приоритет интересов природы и общества по отношению к правам и свободам человека.
- Права и свободы человека пропорциональны, исполняемым им в обществе обязанностям.
- Численность населения страны и планеты определяется потреблением, обеспечивающим состояние физического, социального и духовного благополучия каждого человека.
- Решение о праве рождения ребенка принадлежит обществу, и возможность реализации этого права обусловлена генетическим, социальным и духовным благополучием семьи
- Каждый человек может и обязан достичь максимального для него уровня социализации.
- Предметное образование уступает место проблемному и формирует общую для глобального общества научную картину мира как дерева проблем, решаемых человеком.
- Общество формирует систему «табу», аналогичную по форме и смыслу нынешним юридическим законам и вытекающую из законов сохранения устойчивого развития