Первоучитель Кирилл, Нил Сорский, Максим Грек,
Первое –это славянофильство (И.Киреевский, А.Хомяков, К.Аксаков, Ю.Самарин и др.). Представители этого направления всячески подчеркивали самобытность отечественного развития, Второе – это западничество. В нем два течения: радикально-демократическое (левое) – В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарев и умеренно-либеральное (правое) – К.Кавелин, В.Боткин. Центрист – Т.Грановский.
Духовное творчество русских мыслителей (как светских, так и религиозных) было направлено на уяснение глубочайших онтологических, бытийственных истоков человеческой жизни. Религиозные философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике новоевропейского человека, который слишком пристрастился к себе самому, возгордился своей автономностью и возжелал быть богом на земле. Они считали такую мировоззренческую установку соблазном, грехом, ведущим в социальный, политический, нравственный тупик. Выход из него русские религиозные философы видели в укоренении такого мировоззрения. Которое признавало бы, что бытие дано изначально, до всяких форм человеческой деятельности: практической и теоретической. Нельзя, считали они, идти в познание к бытию, как к объективной и абсолютной истине. Напротив, нужно исходить из бытия как изначально данного нашему целостному сознанию, в котором нет еще деления на субъект и объект, а есть полнота слияния человека и Абсолюта. Знание – самораскрытие бытия, происходящее в недрах самого же бытия; познающий же субъект не должен брать на себя функцию главного члена в отношении субъекта – объект, не должен, следуя Канту, утверждать, что он конструирует мир явлений в опыте своего сознания: человеку необходимо смириться с тем, что его индивидуальное сознание есть лишь медиум (от лат. medius – средний), т.е. посредник между миром и Абсолютом.
Русская философия
Изначально и в течение всей своей истории носила религиозный характер.
Появление – хi – хiii вв.
Становление отечественного средневековья - хv – хvi вв.
Переход к русской философии нового времени и просвещения – хvii, хviii, хiх вв
Нил Сорский (1433-1508) - учение о внутренней духовной концентрации внимания с целью очищения души - исихазм.
Максим Грек (1470-1556) утверждал единство филологии как науки о языке и философии как науки о мышлении