пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

58. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В СЕРЕДИНЕ - 2-Й ПОЛОВИНЕ 20 В.: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ.


Великая Отечественная война стала самым героическим и трагиче­ским событием в нашей истории. Все ресурсы отечественной культуры были направлены для служения Родине, для победы. Военное время по­требовало перестройки всей системы учреждений культуры, форм, ме­тодов и содержания их деятельности. Огромная работа была проведена по эвакуации учреждений культуры и культурных ценностей в восточ­ные районы страны. Особый вклад в достижение победы внесла совет­ская наука. Ученые, конструкторы, инженеры разрабатывали новые об­разцы боевой техники и вооружения. На фронтах сражались тысячи представителей художественной культуры — писателей, поэтов, арти­стов, художников, музыкантов, кинематографистов. В годы войны были созданы замечательные произведения литературы и искусства, соста­вившие гордость отечественной культуры. Имена М.Шолохова, К.Симонова, А. Твардовского, А.Суркова, М.Исаковского, М.Светлова, Н.Тихо­нова, М.Блантера, К.Листова, В.Соловьева-Седова и многие другие вош­ли в ее золотой фонд.
Деятели всех направлений культуры самоотверженно отдавали свой талант и труд для победы в войне. И наша победа стала возможной благодаря не только военной и экономической силе государства, но и духовному могуществу народа.
В послевоенный период страна залечивала раны, нанесенные войной. В области культурного строительства была восстановлена система на­родного образования. К 1950 г. в школах обучалось 37 млн. учащихся. Количество высших учебных заведений возросло до 880, в их стенах получали образование 1 млн. 200 тыс. студентов.
Масштабные работы были проведены по ликвидации ущерба, нане­сенного войной отечественной науке. Восстанавливалась ее материаль­но-техническая база, создавались новые отрасли и научные направле­ния. Это позволило, в частности, к концу 40-х годов ликвидировать мо­нополию США на обладание ядерным оружием, а к середине 50-х годов создать ракетные средства его доставки в любую точку земного шара. Все это явилось серьезным сдерживающим фактором на пути развязы­вания новой мировой войны.
Победа в войне существенным образом отразилась на самосознании советских людей: укрепилось чувство собственного достоинства, появи­лись надежды на демократизацию общественной жизни. Однако это противоречило устоям тоталитарного режима. После окончания войны репрессии продолжались, усилилось идеологическое давление на куль­туру. В лагеря отправлялись бывшие советские военнопленные, люди, насильственно угнанные в Германию, и все те, кто хоть в малейшей степени проявил инакомыслие. Среди наиболее громких политических процессов этих лет — «ленинградское дело», «дело врачей». Угроза массовых репрессий с каждым годом усиливалась.
Политическое вмешательство в сферу культуры нарастало. Идеоло­гическая работа партии была подчинена сохранению и укреплению ад­министративно-командной системы. Культ личности Сталина не имел границ. Образы «вождя всех времен и народов», процветающей держа­вы, ее счастливых граждан, упрощенные представления о «светлом бу­дущем» заполонили страницы газет, журналов, книг, смотрели с худо­жественных полотен, с экранов кино. Строгое ограничение информа­ции, тематики и содержания художественного творчества отрицательно сказывалось на развитии художественной культуры. Масса безликих, конъюнктурных произведений наводнила советское искусство. Партий­ные органы открыто вмешивались в дела литературы и искусства, выно­ся в большинстве случаев компетентные решения. Печально известны постановления ЦК ВКП/б/ 1946—1948 гг. по вопросам печати, театра, кинематографа. К счастью, истинное искусство продолжало жить. При­мером тому служат книги Л.Леонова, К.Паустовского, К.Федина, А.Ахматовой, М.Зощенко; музыка С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Н.Мясков-ского, В.Шебалина, А-Хачатуряна; живопись П.Кончаловского, П.Кори-на, В.Фаворского; фильмы С.Эйзенштейна, А-Довженко, В.Пудовкина и многих других, чье творчество обогатило отечественную и мировую культуру.
Большие изменения происходили в художественной культуре стра­ны, прежде всего в литературе. Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции. В литературу пришло новое поколение пи­сателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Среди них Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава. Их объединяла общая гражданская позиция, неравно­душие к болевым проблемам общества.
По существу вся общественная жизнь и культура оставались подконт­рольными, хотя и в меньшей степени, чем при Сталине. Неудивительно, что в подобной атмосфере не увидели света новые поэмы А.Твардовского, романы В.Гроссмана, А.Бека, рассказы В.Шаламова, А.Солженицина и др.; позорнейшим образом был затравлен Б.Пастернак.
Прежние методы управления культурой продолжали действо­вать, хотя и несколько видоизменились. В этой ситуации творческая ин­теллигенция переживала сложные времена. Следствием происходивших в обществе процессов стало расслоение культуры на официальную, поддерживаемую государством и неофициальную — не признаваемую им.
Многие деятели культуры старались в рамках дозволенного донести до людей правду, пробудить мысль, вызвать протест. Большой обще­ственный резонанс вызвали книги Ю.Трифонова, А.Битова, В.Быкова, Ф.Абрамова, Б.Можаева. В произведениях этих писателей нашли отра­жение судьбы и мысли простых людей, их связь с историей своего на­рода, поиск нравственных ориентиров. Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр, кинематограф. Но большинство неординарных книг, спектаклей, кинофильмов, других художественных произведений с трудом доходило до читателя и зрителя. Приходилось преодолевать массу бюрократических инстанций и цензурных рогаток. Многие произведения легли на полки фильмохранилищ, спецхранов и архивов КГБ.
В этих условиях многие несогласные деятели культуры были вынуж­дены покинуть страну: режиссеры Ю.Любимов, А.Тарковский; художни­ки О.Целков, М.Шемякин; поэты И.Бродский, Н-Коржавин, А.Галич; писатели В.Некрасов, В.Войнович, С.Давыдов. Был выслан из страны А-Солженицын. Многие представители литературы и искусства уходили в пласт неофициальной культуры, свободной, правдивой и бунтующей. Появился новый жанр — авторская песня. Вся страна слушала В.Высоц­кого, рок-музыкантов, читала литературу «самиздата».
70-е — первую половину 80-х годов называют «застойным» перио­дом. Однако к культуре это определение однозначно применять нельзя. Те процессы и творческие поиски, которым дала импульс «оттепель», продолжались и в последующие годы. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров. И тем не менее, к середине 80-х экономика, общество, культура уже оказались в состоянии кризиса, который нужно было преодолевать. Та­кая попытка была предпринята во второй половине 80-х годов. «Пере­стройка» началась с процесса демократизации. В ходе последовавшей в 1988 г, реформы политической системы были вызваны к активной дея­тельности новые политические и общественные силы, в движение при­шло все общество. Развитие демократических процессов сделало откат назад невозможным, привело в конечном счете к крушению существую­щего строя, к отказу значительной части населения от самой коммуни­стической идеи и распаду государства СССР.
Таким образом, период с 1985 г. по сегодняшний день — это время активного демонтажа тех основ, на которых держалось наше общество семь с лишним десятилетий. В культурной жизни усилилась тенденция политизации. Деятели культуры все активнее включались в политиче­скую жизнь страны (академик Д.Лихачев; артисты М.Ульянов, О.Басилашвили, К.Лавров; писатели Г.Бакланов. Ю.Бондарев, В. Распутин, Ч.Айтматов; поэты Е.Евтушенко, Ю.Друнина, Д.Кугульдинов).
Эти годы прошли под знаком возвращения религии и церкви в об­щественную жизнь страны, в сознание многих людей. Стала издаваться религиозная литература, люди потянулись в храмы. Священнослужите­ли принимали все более широкое участие в общественной жизни.
Но этот период был отмечен и притоком в нашу страну западной массовой культуры, в большинстве своем низкого уровня.
Современный этап развития отечественной культуры сложен и про­тиворечив, подчас парадоксален и драматичен. Переход общества из одного состояния в другое — процесс очень болезненный, затрагиваю­щий судьбу не только отдельных людей, но и целых народов, часто со­провождающийся противоборством, разделом, кровопролитием. Драма­тизм наших дней пагубно отражается на состоянии культуры. В связи с переходом к рынку в катастрофическом положении находится ее мате­риальная база. У государства на культуру денег нет. Коммерческие структуры, работающие в сфере культуры, выставляют то, что дает си­юминутную прибыль. Как правило, это низкопробная продукция. Деяте­ли культуры с тревогой говорят о духовной деградации общества, о па­дении образовательного и культурного уровня людей, смешении нрав­ственных критериев, росте преступности, наркомании, проституции, пьянства. Беспокоит подрыв национальных корней культуры, разрыв культурных связей народов бывшего СССР.

Сегодня отечественная культура нуждается в срочной помощи как со стороны государства, так и со стороны самого общества. Без возрож­дения культуры не возродить Россию.


08.01.2016; 00:05
хиты: 85
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь