пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

27.Трансцедентальная философия И.Кант


Категории и основные положения гносеологии Канта сводятся к следующему. «Вещь сама по себе» – «ноумен». Ноуменальный мир существует за пределами нашего опыта и теоретического мышления и не зависит от них. Объективный мир – ноуменальный. Кант по большей части не сомневается в существовании этого мира. «Вещь в себе» – идеал нашего знания, выступающий в качестве регулятива познавательной деятельности человека. Он недостижим. «Вещь-для-нас» – феномен. Феномен – это данность вещи через ощущения. Мы знаем, что вещь есть, существует независимо от сознания, действует на наши органы чувств, является источником созерцания. Эта вещь сугубо неопределенная, выступающая как хаос ощущений и впечатлений о ее различных внешних сторонах (вес, цвет, запах, вкус, форма, перемещение).

Рассудок и разум – это способность человека к мышлению и рассуждению. Кант предположил, что природа человеческого рассудка и разума такова, что они не могут пассивно воспринимать чувственные данные. Происходит их активное усвоение и переработка. Учение Канта о рассудке и разуме называется трансцендентальной логикой.Трансцендентальный – от слова «переступать», т.е. выходить за границы наших чувств. Разум – это способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания, способность производить понятия, строить принципы и умозаключения. Наш разум включает ряд идей, имеющих трансцендентальный характер: например, идея добра как такового или совершенного государственного устройства. Идеи не могут быть показаны в опыте, т.к. им не соответствует никакой опыт, но вместе с тем это не химеры. Хотя совершенного государственного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выступает в качестве прообраза, чтобы, руководствуясь ею, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству.

Априорное знание. Что Кант подразумевает под данным термином? 1) Это упорядочивающая и организующая способность рассудка и разума. Ощущения дают многообразные впечатления о предмете и его свойствах. Но ведь должно существовать нечто, что упорядочивает, организует мир ощущений. Таким организующим началом не могут быть сами ощущения. Таковыми выступают априорные формы рассудка и разума, благодаря которым мы получаем целостное представление о предмете. Эти формы являются элементом активной человеческой способности. 2) Априорное знание не имеет источника в опыте и не допускает опровержения со стороны какого бы то ни было опыта. Оно извлекается не из знания о мире как таковом, а из знания о том, как мы устроены, как устроена наша познавательная способность. Априорные понятия (или категории «чистого разума»): «всеобщая причинность», «субстанция», «всеобщий порядок», количество (единство, множество), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношения (самостоятельность существования, общение как взаимодействие между действующим и подвергающимся действию), модальность (возможность-невозможность, необходимость-случайность).

Априорными являются также понятия «пространство», «время», которые Кант называет «чистыми формами созерцания». Подход к пространству и времени здесь не естественнонаучный, а философский: т.е. имеется в виду не свойства вещей самих по себе, а законы и формы мышления, присущие каждому человеку. Это субъективное пространство и субъективное время. Почему Кант считает данные понятия не эмпирическими, а априорными? Он говорит, что в ощущениях внешних предметов, т.е. вместе с опытом, мы не приобретаем представления о пространстве и времени, которое носило бы характер всеобщности, необходимости. Мы всегда воспринимаем предмет как данный в пространстве и времени, т.е. встроенный в какую-то пространственную и временную последовательность. Отсюда Кант делает вывод, что наше сознание изначально, т.е. до всякого опыта должно располагать своеобразными всеобщими критериями, позволяющими устанавливать положение предметов, перемену ими места, констатировать отношения последовательности, одновременности.

Кант отвергал классическое понятие истины как полного соответствия знания действительности. Истинные знания, по его мнению, имеют всеобщий и необходимый характер, и вместе с тем дают новое знание. Таковы утверждения науки, философии, образующие мир законов, принципов, постулатов. Они обычно начинаются со слов «все и вся», означающие, что некоторые принципы или положения утверждаются применительно к целому классу вещей, событий, состояний.

Можно сделать такие выводы из кантовской гносеологии. Лишь союз мыслей и чувств может принести человеку знание вещей, имеющее объективную ценность. Не все свои знания человек получает через чувственные ощущения. Мир объективных реалий, т.е. «вещей самих по себе», закрыт для истинного познания. Вещи «являются» нам, и мы знаем только эту сторону, но не сущность саму по себе. Необычное решение Кантом назревшей интеллектуальной задачи заключалось в предположении, что соответствие между разумом и миром в науке действительно имеет силу. Однако не в том наивном смысле, который был принят до сих пор, но в том более критически заостренном смысле – тот «мир», который объясняет наука, представляет собой мир, уже приведенный в порядок при помощи познавательного инструмента самого разума. Человек познает объективную действительность в точности до той степени, в которой эта действительность отвечает построению самого разума, присутствующим в нем априорным категориям (причинности, порядка, времени, пространства).

Т.о., помимо разума и чувств Кант соединил ранее разделенные скептицизм и научное знание. Получилось, что правы и агностики, и ученые, верящие в истинность своих результатов. Только результаты науки могут претендовать не на абсолютную, а на интерсубъективную (общечеловеческую) истину, что оказывается достаточным для практической деятельности людей.

Кант занимался также решением нравственных вопросов. Задача Канта была понять, из каких внутренних потребностей разума, исследующего мир, родилась и еще будет рождаться идея Бога. Для ответа на вопрос философ обращается к сфере человеческой свободы. Ярчайшим проявлением свободы он считает способность человека добровольно и осознанно подчиняться принуждению морального закона, а значит самостоятельно следовать долгу. Моральный закон – это категорический императив, который носит абсолютный и всеобщий характер. Он непосредственно обращен к действующему человеку и заключается в трех положениях: 1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) в поступках надо исходить из того, что человек является высшей ценностью, а не средством; 3) все поступки должны вести к общему благу. Бог, считает Кант, есть для того человека, кто в него верит. И эта вера - моральный закон. Т.о., у Канта нравственное слито с божественным.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

        (от лат. imperativus — повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетич. императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, К. и. является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.
 


07.01.2016; 23:57
хиты: 86
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь