В развитии философии обычно выделяют три крупных особо значимых периода: [1]
- античная философия (VII в. до н.э. – VI н.э.);
- средневековая философия (VI XIV вв.);
- нововременная философия (XV XIX вв.)
- новейшая (современная) философия (XX XXIвв.)
В каждую из перечисленных эпох существовала особенная философия, сохранявшая тесную преемственность с философией предыдущей эпохи, но и довольно резко отличающаяся от нее.
Античная эпоха это период мировой истории, охватывающий процесс возникновения, расцвета и гибели Древней Греции и Древнего Рима. Время существования античной философии охватывает период с VII века до н.э., когда возникла первая, Милетская философская школа, и до VI века нашей эры, когда в 529 году византийский император Юстиниан, идя навстречу пожеланиям христиан, закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию. [2]
Характерными чертами античной философии являются:
- пристальное внимание к материальной, «вещественной» стороне мира и природы;
- понимание истории как движения от хаоса к космосу и важной роли человека в этом процессе;
- восприятие окружающего мира как живого и гармонически устроенного, вызывающего восхищение;
- эстетическое отношение к миру и человеку и рассмотрение красоты как главного критерия истины.
Развитие античной философии является важнейшим этапом исторической динамики предмета философского познания, сыграв принципиальную роль в разворачивании проблемных полей философии как таковой. В рамках античной философии были конституированы онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.
Софистика
Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености.
Софисты – «учителя мудрости» – учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все что угодно и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все. Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика.