пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

24.Рационалистическая метафизика 17 века: Декарт, Спиноза, Лейбниц. Вопрос о методе. Проблема субстанции.

. Рене Декарт - основоположник рационализма. Родился в 1596 г во Франции в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г.

Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дуализм допускает два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную «протяженную субстанцию». Первую изучает метафизика, а вторую - физика.

Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарта - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: «Я мыслю, следовательно Я существую".

В учении о бытии утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих тел.

В космогонии выдвинул идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, определяющей строение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Мировая материя (пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности.

Сводит все качественное разнообразие природных явлений к материи, тождественной с пространством и к ее движению. Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой.

Ясность и отчетливость мышления Декарт объявляет необходимым и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания, таким образом, не в практике, а в человеческом сознании.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы человеческого ума.

Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания. Метод дедукции: допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. Был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.

Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.

Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа, творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе

Обосновывает различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование.

От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Модусы двух видов - бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус.

Человек есть существо, в котором модус протяжения - тело, модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и аффектам (радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как поведение, основанное на познании необходимости.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Закончил Лейпцигский университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

Открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисление, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть душевная неделимая субстанция, создают умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и движение - сущность монады. Каждая монада есть и обоснование своих действий, и их цель. Душа - цель тела. взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада.


Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому Лейбниц называл монады «живым зеркалом» вселенной.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.

В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя) - монады души (животные). Высшая ступень - отчетливое представление - монада духа (человек).

Создавал формально - логическую систему наподобие аристотелевской. Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие учения о врожденных идеях 

 

 

 

Субстанция (лат. – Сущность) – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание. Субстанция – это истинное, существенное, самодостаточное, самопричине бытия, которое порождает все многообразие мира.
В истории философии сначала субстанцию ​​понимали как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшем начинают рассматривать субстанцию ​​как особое определение Бога (схоластика), что ведет к дуализму (философское учение, которое считало, что материальные и духовные субстанции равноправны) души и тела.

Проблема субстанции была поставлена ​​в трудах Декарта. Субстанцию ​​как Единое он разъединил на две самостоятельные субстанции: природу и мышление. Способ бытия природы (материи) – механическое движение, а атрибут – протяженность. В подходе к проблеме субстанции философия Декарта имеет дуалистический характер, состоит из материалистической физики как учение о материальной протяженную субстанцию​​, и идеалистической психологии как учение о духовной мыслящую субстанцией. Св связывая звено между этими двумя субстанциями – Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех законов.

По мнению Спинозы субстанция_едина, она есть Бог, что совпадает с Природой, а атрибутами ее является протяженность и мышление. Бог – это универсальная причина мира. Благодаря его неразрывном единстве с Природой. Природа является причиной самой себя. Определив как основное свойство субстанции-природы самопричиннисть, Спиноза на этой основе выводит все другие ее свойства: вечность, бесконечность, неделимость, единство и т.д. Кроме атрибутов, субстанция имеет также модусы, которые в отличие от атрибутов, характеризуют не необходимостью, а только возможностью существования. Основными модусами субстанции по его мнению, есть движение и покой, которые определяют многообразие мира.

Субстанциио и ее атрибуты Спиноза называет природой, что творит, а модусы – природой створщою. В природе все строго детерминировано, все подчинено необходимости вследствие того, что природа является причиной самой себя. Спиноза убежден, что не существует случайности, склоняется к фатализму. Подчеркивает, что необходимость не исключает свободы, которая противопоставляется только принуждения, а не необходимости.

Лейбниц разработал плюралистическую концепцию субстанции. Центром его философии является учение о монады как простые неделимые субстанции – монадология. Он отмечает, что субстанций-монад бесконечное количество, они являются носителями силы и активности и имеют духовную природу: Монады вечны, не возникают и не исчезают естественным путем, а является порождением непрерывных “излучений божества”. Монады являются индивидуальными и неповторимыми, независимыми друг от друга, не могут влиять на внутреннее бытие друг друга. Все монады объединены Всемудрый Творцом. Каждая монада является определенным “миром в себе” и в то же время отражает и содержит в себе весь мировой порядок.

Различает три вида монад, в зависимости от их совершенства, запрограммированной Богом:

1) низкие, характеризующихся “перцепцией”, т.е. пассивной способностью к восприятию;

2) монады-души, которые могут иметь чувство и более яркие представления;

3) монады-духи, которые характеризуются высокой степенью развития, имеют сознание, “апперцепции”, способность к рассуждению и рефлексии.

Каждая монада стремится к усовершенствованию и включает в себя прошлое, настоящее, будущее. М. не имеют пространственных характеристик и поэтому недоступны для чувственного восприятия, а постигаются только умом. Тела и вещи, которые мы воспринимаем с помощью чувственного опыта – это сочетание монад с материей. Тела неживой природы содержат монады низшей степени, живые тела содержат монады-души, человек – это сочетание монад с материей, где ведущая роль принадлежит монадам-духам. Сочетание монад с материей не случайно, это результат предусмотренной Богом Гармонии.


07.01.2016; 23:46
хиты: 99
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь