пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

22.Развитие философской мысли в эпоху Возрождения. Особенности ренессансной натурфилософии. Основные представители.

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.

Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

Первый этап развития философии эпохи Возрождения

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры.

Предстающая перед читателем “Божественной комедии” картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр вселенной, но и в том, что творцом мира и его организатором считается Бог. И все же картина мироустройства, в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально.

Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести и знанию”.

Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.

Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307).

Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии.

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии на второй план. “Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки” [1. С. 27]. В то же время Петрарка выступает как подлинный и знающий жизнь учитель.

Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла (1407 — 1457) выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию.

В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.

Второй этап развития философии эпохи Возрождения

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге.

Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.

Значительную переработку античного наследия и особенно идей Платона осуществил Марсилио Фичино. В его основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” (1469 — 1474) мироздание представлено как иерархически построенное единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и мир в его философии выступают в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу.

Пико делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и подобию Божию, а является достижимым.

Особенно яркий пример интерпретации схоластически понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий эту еще раз перетолкованную философию в явление философской мысли Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна.

Помпонацци считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо.

Мыслитель уделил внимание проблеме опосредованности всего сущего. Оно оказывается у него детерминированным законом вечного движения. Однако это движение мира, не знающего ни конца, ни начала, идет по кругу. Закон движения мира в этом случае выступает законом вечного повторения, круговорота.

Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость — это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире.

Большой вклад в развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Свое учение он часто называл “Философией Христа”. Сущность этой философии нашла свое отражение уже в первом значительном произведении “Руководство христианского воина” (1501 — 1503). В этом сочинении философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Для этого необходимо вернуться к подлинной христианской морали. Он считал, что такой возврат возможен без реформирования католической церкви.

Эразм сатирически обличал в сочинении “Похвала глупости” (1509 — 1511) пороки феодального общества, самодовольство схоластов. Позже с критикой восхваления прошлого и сатирой на новое своего времени выступил Франсуа Рабле (1494 — 1553) в своем романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Эразм призывал к миру в сочинении “Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного” (1517) и доказывал, что причина войн кроется в недальновидности и глупости людей. В сочинении “О свободе воли”, на которое глава реформации в Германии Мартин Лютер ответил сочинением “О рабстве воли”. Эразм Роттердамский защищает вырабатываемые гуманистами его времени принципы человеческой свободы. По его мнению, наличие божественного провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха и наказания. Этика Эразма основывается на принципе “ничего сверх меры”.

Воззрениям Эразма были близки философские взгляды его великого современника и друга, гуманиста и автора знаменитой “Утопии” Томаса Мора. Т. Мор в “Утопии” изобразил в литературной форме общественное устройство, основывающееся на общественной собственности. Позже появилось знаменитое сочинение Томмазо Кампанеллы “Город солнца”, изображавшее общество, в котором люди владеют собственностью сообща. Эти произведения стали вехами в социальной фантастике, а их авторы отнесены к провозвестникам утопического коммунизма.

Вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь” он изложил правила политической деятельности для государя, желающего возвышения своего государства. Взгляды Макиавелли критиковались многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает средства”. Его оппоненты утверждали, что не следует применять аморальные средства для достижения любых целей, так как цели, по их мнению, не оправдывают средства.

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).

Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.

Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.

Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.

Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

. Особенности ренессансной натурфилософии. Основные представители.

С XV века начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Ренессанса, которая создала свою блестящую культуру. В экономике эта эпоха характеризовалась началом распада феодальных отношений и зарождением новых капиталистических отношений. Это был период крупных открытий. Появляются первые печатные книги, огнестрельное оружие, Колумб открывает Америку, Васко да Гамма находит морской путь в Индию, Магелан совершает кругосветное путешествие, возникают география н картография, появляются анатомия и основы физиологии, медицинская химия, больших успехов достигает астрономия, происходят процессы секуляризации во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономика и политика, но и наука, искусство, философия. В этих условиях происходит как бы возврат к античности, к античной культуре, к античному образу жизни и мышления. Отсюда идет само название эпохи - «Ренессанс», т.е. Возрождение. В действительности, ренессанский человек существенно отличается от античного. Хотя возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Важнейшей отличительной чертой эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - это художественно-эстетическая эпоха. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - Бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

Философию эпохи Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек в ней выступает важнейшим объектом рассмотрения. При этом если в средние века человек представлялся как творение Бога, и его земная жизнь не имела самодостаточной ценности, то для философской мысли Возрождения характерно рассмотрение человека в его земном предназначении, утверждение его права на счастье и гармоничное развитие. Принятие мира и радостей земного существования, гимн красоте человеческого тела, культ наслаждения и пользы, свободное развитие человеческой личности - характерные черты гуманистической мысли Возрождения.

Родиной Возрождения явилась Италия. У истоков итальянского гуманизма стояла колоссальная фигура Данте Алигьери, сумевшего в «Божественной комедии» гениально выразить идеи о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и человеческом достоинстве. Эти идеи затем получили дальнейшее развитие у Ф. Петрарки, Л. Вала, М. Фичиио, П. Помпонацци, П. Мирандола и др.

Итальянские гуманисты - это не университетские профессора, а люди новой среды - поэты, дипломаты, политики, живописцы, скульпторы и т.д. Не отвергая полностью христианского учения, гуманистическая мысль рассматривает человека с точки зрения не грехопадения, а возможности его возвышения взамен дикого, варварского существования до истинно человеческого состояния. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру.

Данте, например, постоянно подчеркивал, что человек - продукт реализации собственного разума. Он утверждал, что человеческое существование должно быть подчинено разуму. Разум же человека проявляется в его практической деятельности.

Другой выдающийся представитель эпохи Возрождения Франческо Петрарка видел философию, прежде всего, как науку о человеке, о его природе, жизни и смерти. Он утверждал ценности человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Главное в человеке - его добродетель, подлинное проявление добрых начал. Подлинное благородство, считал Петрарка, не в происхождении, а добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям, к творческой деятельности.

Лоренцо Валла создал этическое учение, одним из источников которого явилась эпоха Эпикура. Основная мысль его учении но мысль о стремлении всего живого к самосохранению и
избеганию страданий. Жизнь - высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Добродетель не только в снесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в ушании, но и в том, чтобы мудро управлять.

К выдающимся гуманистам принадлежит и Пико делла Мирандола. Основной его идеей было возвышение человека в его причастности ко всему земному и небесному. Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек - это центр Вселенной, поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Он свободен, его свобода не ограничивается Богом. Другие свои творения Бог ограничил строгими законами, но человека он создал свободным и разрешил ему самостоятельно творить свой образ.

«Последним гуманистом» считают Мишеля де Монтеня. Если мы перечислим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень написал нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров - опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О возрасте», «О родительской любви» и др. Монтень стремился рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами» и дать ответ на вопрос: «Как прожить человеческую жизнь?» Его «Опыты» представляют несомненный интерес и для современного читателя.

Проблема гуманизма человеческой индивидуальности не остались без внимания замечательных итальянских живописцев, скульпторов и архитекторов. Леонардо да Винчи свои творения - произведения живописи, скульптуры, архитектуры посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедевров.он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики Возрождения. Микеланджело Бусшорроти в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждал физическую и духовную красоту человека, его безграничные возможности. В целом, вся культура Возрождения и философия наполнены признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Человечность утверждается как новый критерий общественных отношений.

В эпоху Ренессанса были сделаны крупные открытия, технические изобретения. На этой основе начала развиваться своеобразная философия природы-натурфилософия. В последующем она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия эпохи Ренессанса зачастую носила пантеистический характер, т.е. Бог отрицался как творец мира, но он отождествлялся с природой.

Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают немецкого кардинала, ближайшего советника папы Пия II Николая Кузанского. Основные его труды: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Книги простеца», «Апология ученого незнания», «О вершине созерцания». В них Н. Кузанский развивает ряд важных идей. Прежде всего, это идея взаимосвязи всех природных явлений, а также идея о бесконечности Вселенной, о человеке как микрокосме, о принципе совпадения противоположностей. Для большей наглядности принципа совпадения противоположностей в бесконечности Н. Кузанский приводит примеры из математики. При увеличении радиуса круга до бесконечности, у круга диаметр совпадает с окружностью, а точка и прямая представляют одно и тоже. Совпадение противоположностей- важнейший методологический принцип философии Н. Кузанского. Поэтому его с полным правом можно назвать основоположником новоевропейской диалектики.

Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника. В опубликованной в 1543 г. книге «О вращении небесных сфер» обосновывались идеи, которые не только определяли характер посыледующей научной революции, но и сыграли решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире.

Гелиоцентризм Н. Коперника лишал Землю ее исключительного положения как неподвижного центра мироздания, вел к пересмотру всей физической структуры мира, в котором не оставалась места для «небесной иерархии» христианского богословия. Его учение открывало путь к новой космологии, вокруг которой развивались главные идеологические битвы конца XVI - начала XVII вв.

Философские аспекты теории Н. Коперника развил Дж. Бруно. Его заслуга состоит в том, что он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Дж. Бруно, вообще нет. Любая планета может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр, т.е. центр нашей планетной системы, но таковых миров во Вселенной бесчисленное множество. В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...».

Дж. Бруно провозглашает бесконечность Вселенной, считает се вечной, несотворимой и неуничтожимой. Он не отрицает Бога, по его Бог - это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимая, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно отчетливо виден. У него нет Бога, стоящего над миром и диктующим ему свои законы. Бог растворен в природе.

Натурфилософским взглядам Дж. Бруно присущи элементы диалектики, которую он во многом черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, Дж. Бруно утверждает, что в течение многих веков изменялась и Земля, моря превращались в континенты, а континенты в моря.

В 1592 г. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его по приговору суда инквизиции сожгли на костре.

Натурфилософские идеи эпохи Возрождения получили продолжение в трудах Галилео Галилея. Он снискал себе славу «Колумба неба». Галилей интересовался различными техническими проблемами: изобрел усовершенствованную водополивную машину, сконструировал телескоп, открыл кратеры и хребты на Луне, разглядел пятна на Солнце, установил, что Млечный путь - это не туманность как утверждал Аристотель, не светлая дорога в рай, как говорилось в Священном писании, а скопление многих звезд.

Природу Галилей рассматривал не как божественное творение. А как совокупность объективных законов, познаваемых разумом. Тем самым он заложил основы материалистической тенденции в философии, что нашло свое выражении в последующих философских системах Нового времени.


07.01.2016; 23:46
хиты: 130
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь